«Каменный синодик» члена Гостиной сотни Максима Филипповича Верховинина; 1699 г.; Церковь Максима Исповедника на Варварке

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
«Каменный синодик» члена Гостиной сотни Максима Филипповича Верховинина; 1699 г.; Церковь Максима Исповедника на Варварке
Название
«Каменный синодик» члена Гостиной сотни Максима Филипповича Верховинина
OG-код
OG0824
CIR-код
CIR0935
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Синодик
Критический аппарат
1–3. <<р>>ѡ҃дъ ‧ гост҇иные сотн́и ‧ срⷮоителѧ ‧ сеѧ цр҃кви̂ ‧ маѯи́ма ‧ фили́пова сн҃а<<в>>еⷬхови{н}ина] родъ Верховитина, Максима Филипповича, гостиныя сотни, строителя церкви св. Максима Исповѣдника — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 2. фили́пова] Филиппова — А. А. Мартынов. 3. <<в>>еⷬхови{н}ина] <<в>>еⷬховиина — камень. Верховитина — А. А. Мартынов. ерми́ла] Ермилъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. петⷬа] Петръ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. фили́пⷫ҇а] Филиппъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 4. ма́рфꙋ] Марѳу — А. А. Мартынов. Марѳа — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. наталиі́] Наталiю — А. А. Мартынов. Наталiя — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 4–5. и҆ѡ҆́са<< ѳ>>а] Iосаѳа — А. А. Мартынов. 5. схиⷨника] схимникъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. е҆рми́ла] Ермилъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. оу҆́топ́шѧго] утопшаго — А. А. Мартынов. утопшiй — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 6. ива̀н̀а] Иванъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. матⷬоны] Матрону — А. А. Мартынов. Матрона — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. а҆ки̋фа] Акинѳія — А. А. Мартынов. Акинѳій — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. авⷮомона̂] Автонома — А. А. Мартынов. Автономъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 7. андⷬеѧ] Андрей — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. агаѳиі] Агаѳіи — А. А. Мартынов. Агаѳія — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. февⷬо́ниі] Февронiи — А. А. Мартынов. Февронiя — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. феѡ҆́дора] Ѳеодора — А. А. Мартынов. Ѳедоръ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 8. ѳѡ҆мы] Ѳома — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. миха̏ла] Михаилъ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. параⷭ҇ковьи́] Параскевы — А. А. Мартынов. Параскева — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. петра̂] Петръ — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. 9. гликериі] Гликеріи — А. А. Мартынов. Гликерiя — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. сроⷣнков̾] сродниковъ — А. А. Мартынов. сродники — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. ҂з҃с҃зⷢ] 7207 — А. А. Мартынов. 7207 (1699) — В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский. кеⷣе] 20 день — А. А. Мартынов, В. Н. Саитов и Б. Л. Модзалевский.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная плита-вставка квадратной формы. Поверхность плиты покрыта трещинами, не мешающими чтению текста надписи. Начальные буквы строк частично утрачены.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 16.02.2018 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева
Памятник археологии
Церковь Максима Исповедника на Варварке. Алтарь. Памятник находится in situ.
Издание / публикация
Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. II. С. 523 (по собственной копии, гражданским шрифтом); [Саитов В. Н., Модзалевский Б. Л.] Московский некрополь. Т. I (А — И). СПб., 1907. С. 199 (изложение по публикации А. А. Мартынова, гражданским шрифтом); Авдеев А. Г. «Каменные синодики»: методы датировки и интерпретации // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XL. СПб., 2021. С. 14. Ил. 1 (фото).
Библиография
История правок описания: Шмелев А. C. 17/4/22 Авдеев А. Г. 26/7/22 Радеева О. Н. 1/9/22 Авдеев А. Г. 1/9/22
Состояние надписи
Надпись в 9 строк, выполненная в технике прямой резьбы.
Текст на языке оригинала
<<р>>ѡ҃дъ ‧ гост҇иные сотн́и ‧ срⷮоителѧ ‧ сеѧ цр҃кви̂ ‧ маѯи́ма ‧ фили́пова сн҃а <<в>>еⷬховии{и}на ерми́ла петⷬа фили́пⷫ҇а ма́рфꙋ маѯѝма наталиі́ и҆ѡ҆́са <<ѳ>>а схиⷨника е҆рмила̀ оу҆́топ́шѧго ива̀н̀а матⷬоны а҆ки̋феѧ авⷮомона̂ анд҃реѧ агаѳиі февⷬо́ниі феѡ҆́дора ѳѡ҆мы миха̏ла параⷭ҇ковьи́ петра̂ гликериі и҆ і҆хъ сроⷣнков̾ лѣт҃а ҂з҃с҃зⷢ июнѧ̀ кеⷣе
Перевод на русский
Род Гостиные сотни строителя сея ц(е)ркви Максима Филипова с(ы)на Верхови{н}ина: Ермила, Петра, Филиппа, Марфу, Максима, Наталии, Иосафа схимника, Ермила утопшяго, Ивана, Матроны, Акинфея, Автомона, Андрея, Агафии, Февронии, Феодора, Фомы, Михаила, Парасковьи, Петра, Гликерии и их сродн(и)ков. Лета 7207 [1699]г(о) июня 25 де(нь).
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: срⷮоителѧ (стк. 1), петⷬа (стк. 3), схиⷨника (стк. 5), матⷬоны (стк. 6), параⷭ҇ковьи́ (стк. 8). Употребление паерка: сроⷣнков̾ (стк. 9). Личные имена. 4–5. и҆ѡ҆́са<< ѳ>>а. Обыденная форма календарного имени «Iоасафъ» с вероятной меной этимологического Ф на Ѳ. 6. ива̀н̀а. Обыденная форма календарного имени «Iоаннъ». а҆ки̋фа. Обыденная форма календарного имени «Iакинѳъ». авⷮомона̂. Обыденная форма календарного имени «Автономъ». 8. параⷭ҇ковьи́. Обыденная форма календарного имени «Параскева».
Шрифт
Техническая дата
1699-06-25
Дата создания (точная)
1699-06-25
Комментарий хронологический
9. лѣт҃а ҂з҃с҃зⷢ июн҃ѧ̀ кеⷣе. Возможно, в синодике названа дата освящения новопостроенного храма.
Век
XVII в.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Диакритика нерегулярная. Дукт резчика характеризует произвольное обращение с расстановкой оксий и варий. В стк. 1–2 текст разделён на слова интерпунктационными знаками в виде точек, в стк. 3–9 — пробелами. Буква І (стк. 4, 7) имеет шаровидное утолщение в центре. Буквы И и Н имеют горизонтальную перекладину. Буква З в обозначении тысячи (стк. 9) напоминает цифру 3. Верхняя дуга меньшего размера с утолщением на конце, нижняя дуга изогнута и заканчивается завитком. Изогнутый знак тысячи является продолжением верхней дуги. Левонаклонная насечка одна. Лигатуры: стк. 2 — цр в слове «цр҃кви̂»; стк. 4 — ма в слове «ма́рфꙋ»; стк. 8 — ьи в слове «параⷭ҇ковьи́»; стк. 9 — лѣ в слове «лѣт҃а», ию в слове «июн҃ѧ̀». Суспенсия: ҂з҃с҃зⷢ (стк. 9). Контрактуры: цр҃кви̂ (стк. 2), сн҃а (стк. 2), сроⷣнков̾ (стк. 9), кеⷣе (стк. 9). Ошибка резчика. Пропуск буквы Н в слове «<<в>>еⷬхови{н}ина» (стк. 3). Титла в словах «<<р>>ѡ҃дъ», «гост҇иные» (стк. 1), анд҃реѧ (стк. 7), лѣт҃а и июн҃ѧ̀ (стк. 9) нефункциональны.
Комментарий исторический
Просопографический комментарий. 2–3. маѯи́ма ‧ фили́пова сн҃а <<в>>еⷬховии{и}на. Максим Верховинин был записан в Гостиную сотню в 1691 г. [Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 386]. Ошибочное прочтение его фамилии А. А. Мартыновым привело к появлению в историографии мифического купца Максима Филипповича Верховитинова. Генеалогический комментарий. 3. ерми́ла петⷬа фили́пⷫ҇а. Судя по положению в синодике, имена могли принадлежать прадеду, деду и отцу Максима Филиппова сына Верховинина. 4. ма́рфꙋ. Вероятно, мать Максима Филиппова сына Верховинина. 4–5. и҆ѡ҆́са<<ѳ>>а схиⷨника. Единственное духовное лицо, названное в синодике, — вероятно, духовный отец Максима Филиппова сына Верховинина. Литургический комментарий. 5. е҆рми́ла оу҆́топ́шѧго. Утопление в Древней Руси считалось одним из спорных случаев «нужной» (скоропостижной) смерти ввиду неоднозначности причины / мотива гибели человека. Христианское погребение и церковное поминовение допускались только в том случае, если человек «нужно не от своих рук утонет» (ср.: CIR0149) [Авдеев А. Г. Регулирование захоронений на некрополях Древней Руси: правила, нормы, обычаи, суеверия // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2020. № 4 (20). С. 42].
Комментарий дипломатический
Структура надписи характерна для каменных синодиков.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти