Категории
Кириллическая эпиграфика Нового времени
Идентификатор
Надпись о поставлении царских дверей в собор Михаила Архангела подьячим Иваном Тимофеевым сыном Турутиным; 5 апреля 1688 г.; Собор Михаила Архангела в Шенкурском остроге
Название
Надпись о поставлении царских дверей в собор Михаила Архангела в Шенкурском остроге подьячим Шенкурской приказной избы Иваном Тимофеевым сыном Турутиным
Разновидность (характер)
Доска
Тип/Жанр
Строительная надпись
Критический аппарат
1–2. лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ въ е ⷣе поставил сию црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю] ciю царскую дверь поставилъ в 1688 году — И. М. 1. ҂зрч҃ѕгѡ] 7196 (1688) — Н. Н. Соболев. 3. црⷭ҇кꙋю] церковную— Н. Н. Соболев. 4–8. в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви ~ силъ безплотниⷯ] у И. М. нет. 4. шенкꙋрскоⷨ] Шенкурской — Н. Н. Соболев. 6. проⷮчихъ] прочих — Н. Н. Соболев. 8. шекꙋскⷬогѡ] Шенкурскаго — И. М. 8–9. безплотниⷯ] бесплотных — Н. Н. Соболев. 10. приказные] приказныя — И. М. приказной — Н. Н. Соболев. 11. поⷣꙗчеи] подьячiй — И. М. подъячий — Н. Н. Соболев. 14. поминаніе] поминовенiе — И. М. 15. дш҃и] душѣ — И. М. (vacat)
Состояние носителя
Деревянная доска. В углах видны шляпки гвоздей, крепивших доску к иконостасу.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Полевое документирование
Не проводилось ввиду утраты памятника.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева
Обстоятельства находки (подробно)
Шенкурский острог. Собор Михаила Архангела и прочих сил бесплотных. Надпись находилась на внутренней (алтарной) стороне иконостаса. Надпись сгорела в 1936 г. вместе с храмом.
Библиография
История правок описания: Авдеев А. Г. 18/3/22 Радеева О. Н. 30/10/22 Авдеев А. Г. 30/10/22
Состояние надписи
Надпись в 16 строк выполнена в технике плоско-выемчатой резьбы, выносные буквы, буквенные титла и титла выполнены на междустрочиях в технике прямой резьбы. В стк. 16 после окончания слова фон не выбран.
Текст на языке оригинала
лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ въ е ⷣе поставилъ сию црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви собора архистрат ига михаила і проⷮчихъ нбⷭ҇ныхъ силъ безп лотниⷯ шекꙋскⷬогѡ посада житель приказные избы поⷣꙗчеи іванъ тимо ѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ в вѣчное положеніе і поминаніе по своеи дш҃и і своихъ родите леи (vacat)
Перевод на русский
Лета 7196 [1688]го апреля в 5 де(нь) поставил сию ц(а)рскую дверь резную в Шенкурском (остроге) во ц(е)ркви собора архистратига Михаила и протчих н(е)б(е)сных сил безплотних Шенкурского посада житель, приказные избы под(ь)ячеи Иван Тимофеев с(ы)н Турутин в вечное положение и поминание по своеи д(у)ши и своих родителеи.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: шенкꙋрскоⷨ (стк. 4), проⷮчихъ (стк. 6), безплотниⷯ (стк. 7–8), поⷣꙗчеи (стк. 11). Личные имена. 11. іванъ. Обыденная форма календарного имени «Iоаннъ».
Комментарий исторический
Типологический комментарий. Формуляр надписи сочетает элементы строительной надписи, вкладной грамоты. По расположению надписи в алтарной части храма она выполняет функции синодичной записи о вечном поминании вкладчика и его родителей. Просопографический комментарий. 9–12. шекꙋскⷬогѡ посада житель <…> приказные избы поⷣꙗчеи іванъ тимоѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ. По контексту надписи происходил из посадских людей Шенкурска. В марте 1694 — сентябре 1696 г. подъячим Шенкурского острога приказной избы был Павел Турутин, возможно, сын И. Т. Турутина [Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Ч. 2 // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. XIV. СПб., 1894. Стб. 498–503]. Топографический комментарий. 4. в шенкꙋрскоⷨ. Подразумевается «в Шенкурском (остроге)». 5–8. во цр҃кви собора архистратига михаила і проⷮчихъ нбⷭ҇ныхъ силъ безплотниⷯ. Соборная деревянная церковь во имя Архангела Михаила с тремя приделами — Спаса Нерукотворного образа, Казанской иконы Божьей Матери и Алексея человека Божия была заложена в 1582 г. по благословенной грамоте архиепископа Великого Новгорода, Великих Лук и всего Поморья Александра. В 1603 г. вокруг храма был срублен деревянный острог. В 1675 г. собор сгорел от удара молнии. В том же году возведением нового деревянного 9-главого храма по благословенной грамоте митрополита Великого Новгорода Корнилия занимался важский воевода стольник Григорий Филимонович Нарышкин. Постройка завершилась в 1681 г. при важском воеводе стольнике Каллинике Григорьевиче Благово. 2 мая 1681 г. был освящён придел во имя Спаса Нерукотворного, 7 ноября того же года (за день до престольного праздника, Собора св. архангела Михаила и прочих сил бесплотных) — главный престол. Придел во имя Казанской иконы Божьей Матери был освящён 22 октября 1687 г. [И. М. Михаило-архангельский собор в Шенкурске // Архангельские епархиальные ведомости. 1888. № 15–18. Ч. неоф. С. 149–152]. Собор был построен «на каменное дело», то есть с подражанием каменным постройкам. Квадратный в плане основной четверик имел четырёхскатную кровлю с 5 главами, с четырёх сторон к нему примыкали прирубы, покрытые бочками с главами [Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С. 190]. Храм сгорел в 1936 г. от удара молнии.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Для дукта резчика, несколько архаичного для 80-х гг. XVII в., характерно расположение выносных букв, буквенных титл и титл на междустрочиях. Буква І (стк. 6, 14, 15) имеет шаровидное утолщение в центре. Левонаклонная буква З в обозначении тысячи по форме напоминает цифру 3. Нижняя дуга укорочена. Левонаклонный знак тысячи прикреплён к месту соединения дуг, слегка изогнут, конец знака заострён. Единственная насечка прикреплена ближе к окончанию знака. Лигатуры: стк. 1 — лѣт в слове «лѣтⷶ», гѡ в слове «҂зрч҃ѕгѡ»; стк. 2 — де в слове «е ⷣе», ию в слове «сию», ꙋю в слове «резнꙋю»; стк. 4 — вш и нк в словосочетании «в шенкꙋрскоⷨ»; стк. 6 — хъ в слове «проⷮчихъ»; стк. 12 — ти в слове «тꙋрꙋтиⷩ»; стк. 13 — іе в слове «положеніе». Суспенсия: еⷣе (стк. 2). Контрактуры: црⷭ҇кꙋю (стк. 3), цр҃кви (стк. 4), нбⷭ҇ныхъ (стк. 7), сн҃ъ (стк. 12), дш҃и (стк. 14). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: тꙋрꙋтиⷩ (стк. 12), своеи (стк. 14). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: лѣтⷶ (стк. 1), резнꙋю (стк. 3, в лигатуре), шенкꙋрскоⷨ (стк. 4) (безп)лотниⷯ (стк. 8).
Комментарий терминологический
10–11. приказные избы поⷣꙗчеи. Приказная изба — орган местной власти при городовых воеводах. Приказные избы выполняли поручения воевод, хранили городские печати и архивную документацию — царские указы, писцовые и переписные книги уезда, описи казённого городского имущества, росписи служилых людей и собранных налогов, материалы воеводского судопроизводства. Под контролем приказных изб находились выборные должностные лица (губные старосты, таможенные и кабацкие головы), а также органы местного самоуправления — земские и губные избы. Во главе приказной избы находился приказный подьячий «с приписью», то есть с правом подписи документов, подьячие, рассыльщики и городовые приказчики.
Комментарий дипломатический
Элементы формуляра Текст надписи Datatio |1 лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ |2 въ е ⷣе Narratio |2 поставил сию |3 црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю |4 в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви |5 собора архистрат|6ига михаила і проⷮчихъ |7 нбⷭ҇ныхъ силъ безп|8лотниⷯ Intitulatio |8 шекꙋскⷬогѡ |9 посада житель |10 приказные избы |11 поⷣꙗчеи іванъ тимо|12ѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ Dispositio |13 в вѣчное положеніе |14 і поминаніе по своеи |15 дш҃и і своихъ родите|16леи