Надпись о поставлении царских дверей в собор Михаила Архангела подьячим Иваном Тимофеевым сыном Турутиным; 5 апреля 1688 г.; Собор Михаила Архангела в Шенкурском остроге

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Надпись о поставлении царских дверей в собор Михаила Архангела подьячим Иваном Тимофеевым сыном Турутиным; 5 апреля 1688 г.; Собор Михаила Архангела в Шенкурском остроге
Название
Надпись о поставлении царских дверей в собор Михаила Архангела в Шенкурском остроге подьячим Шенкурской приказной избы Иваном Тимофеевым сыном Турутиным
CIR-код
CIR4098
Разновидность (характер)
Доска
Тип/Жанр
Строительная надпись
Критический аппарат
1–2. лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ въ е ⷣе поставил сию црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю] ciю царскую дверь поставилъ в 1688 году — И. М. 1. ҂зрч҃ѕгѡ] 7196 (1688) — Н. Н. Соболев. 3. црⷭ҇кꙋю] церковную— Н. Н. Соболев. 4–8. в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви ~ силъ безплотниⷯ] у И. М. нет. 4. шенкꙋрскоⷨ] Шенкурской — Н. Н. Соболев. 6. проⷮчихъ] прочих — Н. Н. Соболев. 8. шекꙋскⷬогѡ] Шенкурскаго — И. М. 8–9. безплотниⷯ] бесплотных — Н. Н. Соболев. 10. приказные] приказныя — И. М. приказной — Н. Н. Соболев. 11. поⷣꙗчеи] подьячiй — И. М. подъячий — Н. Н. Соболев. 14. поминаніе] поминовенiе — И. М. 15. дш҃и] душѣ — И. М. (vacat)
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Деревянная доска. В углах видны шляпки гвоздей, крепивших доску к иконостасу.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Не проводилось ввиду утраты памятника.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева
Обстоятельства находки (подробно)
Шенкурский острог. Собор Михаила Архангела и прочих сил бесплотных. Надпись находилась на внутренней (алтарной) стороне иконостаса. Надпись сгорела в 1936 г. вместе с храмом.
Библиография
История правок описания: Авдеев А. Г. 18/3/22 Радеева О. Н. 30/10/22 Авдеев А. Г. 30/10/22
Состояние надписи
Надпись в 16 строк выполнена в технике плоско-выемчатой резьбы, выносные буквы, буквенные титла и титла выполнены на междустрочиях в технике прямой резьбы. В стк. 16 после окончания слова фон не выбран.
Текст на языке оригинала
лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ въ е ⷣе поставилъ сию црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви собора архистрат ига михаила і проⷮчихъ нбⷭ҇ныхъ силъ безп лотниⷯ шекꙋскⷬогѡ посада житель приказные избы поⷣꙗчеи іванъ тимо ѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ в вѣчное положеніе і поминаніе по своеи дш҃и і своихъ родите леи (vacat)
Перевод на русский
Лета 7196 [1688]го апреля в 5 де(нь) поставил сию ц(а)рскую дверь резную в Шенкурском (остроге) во ц(е)ркви собора архистратига Михаила и протчих н(е)б(е)сных сил безплотних Шенкурского посада житель, приказные избы под(ь)ячеи Иван Тимофеев с(ы)н Турутин в вечное положение и поминание по своеи д(у)ши и своих родителеи.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: шенкꙋрскоⷨ (стк. 4), проⷮчихъ (стк. 6), безплотниⷯ (стк. 7–8), поⷣꙗчеи (стк. 11). Личные имена. 11. іванъ. Обыденная форма календарного имени «Iоаннъ».
Шрифт
Техническая дата
1688-04-05
Дата создания (точная)
1688-04-05
Век
XVII в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
Типологический комментарий. Формуляр надписи сочетает элементы строительной надписи, вкладной грамоты. По расположению надписи в алтарной части храма она выполняет функции синодичной записи о вечном поминании вкладчика и его родителей. Просопографический комментарий. 9–12. шекꙋскⷬогѡ посада житель <…> приказные избы поⷣꙗчеи іванъ тимоѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ. По контексту надписи происходил из посадских людей Шенкурска. В марте 1694 — сентябре 1696 г. подъячим Шенкурского острога приказной избы был Павел Турутин, возможно, сын И. Т. Турутина [Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Ч. 2 // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. XIV. СПб., 1894. Стб. 498–503]. Топографический комментарий. 4. в шенкꙋрскоⷨ. Подразумевается «в Шенкурском (остроге)». 5–8. во цр҃кви собора архистратига михаила і проⷮчихъ нбⷭ҇ныхъ силъ безплотниⷯ. Соборная деревянная церковь во имя Архангела Михаила с тремя приделами — Спаса Нерукотворного образа, Казанской иконы Божьей Матери и Алексея человека Божия была заложена в 1582 г. по благословенной грамоте архиепископа Великого Новгорода, Великих Лук и всего Поморья Александра. В 1603 г. вокруг храма был срублен деревянный острог. В 1675 г. собор сгорел от удара молнии. В том же году возведением нового деревянного 9-главого храма по благословенной грамоте митрополита Великого Новгорода Корнилия занимался важский воевода стольник Григорий Филимонович Нарышкин. Постройка завершилась в 1681 г. при важском воеводе стольнике Каллинике Григорьевиче Благово. 2 мая 1681 г. был освящён придел во имя Спаса Нерукотворного, 7 ноября того же года (за день до престольного праздника, Собора св. архангела Михаила и прочих сил бесплотных) — главный престол. Придел во имя Казанской иконы Божьей Матери был освящён 22 октября 1687 г. [И. М. Михаило-архангельский собор в Шенкурске // Архангельские епархиальные ведомости. 1888. № 15–18. Ч. неоф. С. 149–152]. Собор был построен «на каменное дело», то есть с подражанием каменным постройкам. Квадратный в плане основной четверик имел четырёхскатную кровлю с 5 главами, с четырёх сторон к нему примыкали прирубы, покрытые бочками с главами [Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С. 190]. Храм сгорел в 1936 г. от удара молнии.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Для дукта резчика, несколько архаичного для 80-х гг. XVII в., характерно расположение выносных букв, буквенных титл и титл на междустрочиях. Буква І (стк. 6, 14, 15) имеет шаровидное утолщение в центре. Левонаклонная буква З в обозначении тысячи по форме напоминает цифру 3. Нижняя дуга укорочена. Левонаклонный знак тысячи прикреплён к месту соединения дуг, слегка изогнут, конец знака заострён. Единственная насечка прикреплена ближе к окончанию знака. Лигатуры: стк. 1 — лѣт в слове «лѣтⷶ», гѡ в слове «҂зрч҃ѕгѡ»; стк. 2 — де в слове «е ⷣе», ию в слове «сию», ꙋю в слове «резнꙋю»; стк. 4 — вш и нк в словосочетании «в шенкꙋрскоⷨ»; стк. 6 — хъ в слове «проⷮчихъ»; стк. 12 — ти в слове «тꙋрꙋтиⷩ»; стк. 13 — іе в слове «положеніе». Суспенсия: еⷣе (стк. 2). Контрактуры: црⷭ҇кꙋю (стк. 3), цр҃кви (стк. 4), нбⷭ҇ныхъ (стк. 7), сн҃ъ (стк. 12), дш҃и (стк. 14). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: тꙋрꙋтиⷩ (стк. 12), своеи (стк. 14). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: лѣтⷶ (стк. 1), резнꙋю (стк. 3, в лигатуре), шенкꙋрскоⷨ (стк. 4) (безп)лотниⷯ (стк. 8).
Комментарий терминологический
10–11. приказные избы поⷣꙗчеи. Приказная изба — орган местной власти при городовых воеводах. Приказные избы выполняли поручения воевод, хранили городские печати и архивную документацию — царские указы, писцовые и переписные книги уезда, описи казённого городского имущества, росписи служилых людей и собранных налогов, материалы воеводского судопроизводства. Под контролем приказных изб находились выборные должностные лица (губные старосты, таможенные и кабацкие головы), а также органы местного самоуправления — земские и губные избы. Во главе приказной избы находился приказный подьячий «с приписью», то есть с правом подписи документов, подьячие, рассыльщики и городовые приказчики.
Комментарий дипломатический
Элементы формуляра Текст надписи Datatio |1 лѣтⷶ ҂зрч҃ѕгѡ апрѣꙗⷧ |2 въ е ⷣе Narratio |2 поставил сию |3 црⷭ҇кꙋю дверь резнꙋю |4 в шенкꙋрскоⷨ во цр҃кви |5 собора архистрат|6ига михаила і проⷮчихъ |7 нбⷭ҇ныхъ силъ безп|8лотниⷯ Intitulatio |8 шекꙋскⷬогѡ |9 посада житель |10 приказные избы |11 поⷣꙗчеи іванъ тимо|12ѳеевъ сн҃ъ тꙋрꙋтиⷩ Dispositio |13 в вѣчное положеніе |14 і поминаніе по своеи |15 дш҃и і своихъ родите|16леи

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти