РГБ; ТСЛ ризн. 4, л. 4_заставка

Идентификатор
РГБ; ТСЛ ризн. 4, л. 4_заставка
Название
РГБ; ТСЛ ризн. 4, л. 4_заставка
Комментарий
Здесь же на л. 4 заголовок, выполненный золотом, и полихромный инициал. Евангелие было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митрополите Киприане (ум. 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление которых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения (Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово). Датировка Евангелия Кошки II-м десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митрополите Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греческих художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчетливости, экспрессивности, масштабности изображений. Декорация рукописи вносит существенные коррективы в общую оценку искусства эпохи митрополита Фотия, свидетельствуя об интенсивной художественной жизни и активном, хотя и кратковременном, участии в ней выходцев из Византии. Неизвестный мастер мог быть учеником Феофана Грека: оформление рукописи, сделанное им, во многом напоминает репертуар и приемы исполнения инициалов в «главных» московских рукописях кон. XIV – нач. XV в. Сведения о приезде в Москву в 10-х гг. XV в. вслед за митрополитом-греком греческих художников позволяют предположить, что и автор инициалов мог быть греческого происхождения. При этом орнаментация заставки Евангелия Кошки близка к более традиционному, т. н. балканскому, типу декора рукописей 1410–1420 гг. (Аникиевское Евангелие).
Дата создания (внутренняя датировка)
Ок. 1392
Цветность
Полихромная с золотом
Тип декора
Заставка
Стиль декора
Балканский

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти