РГБ; ТСЛ ризн. 4_инициалы

Идентификатор
РГБ; ТСЛ ризн. 4_инициалы
Название
РГБ; ТСЛ ризн. 4_инициалы
Комментарий
Полихромные инициалы по всей рукописи. Буквицы (буквицы В, Р, С, В) поражают размахом фантазии и мастерством исполнения. Большинство их образуют полоски, концы которых завершаются раструбом, напоминающим рог изобилия, или же утолщениями и росчерками. Многие из них представляют собой сочетания лиственных побегов и фигурок драконов змей. Иногда это отдельные фигурки животных и птиц. В других случаях это целые сценки, изображающие борьбу дракона и змеи, змеи и птицы, птицы и дракона. Густые яркие краски инициалов, обрамленных золотыми контурами, заставляют вспомнить о драгоценных эмалях. В них с непревзойденным мастерством воплощен целый фантастический мир. Не исключено, что первоначальный достаточно скромный орнамент, замененный в процессе оформления Евангелия Кошки более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Евангелие было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митрополите Киприане (ум. 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление которых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения (Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово). Датировка Евангелия Кошки 2-м десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митрополите Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греческих художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчетливости, экспрессивности, масштабности изображений. Исполнители инициалов Евангелия Кошки следуют стилистике позднепалеологовской эстетики, в то же время сохраняя тесную связь с декораторами предшествующих столичных рукописей. Ими созданы утонченные образы, изощренные орнаментальные мотивы. Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов – они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями свт. Василия Великого к книге Бытия. Виртуозность исполнения инициалов в наибольшей степени ассоциируется с творчеством Феофана Грека. Однако обновление Евангелия Кошки приходится на период, когда художник уже покинул Москву или скончался после 1405 г. Документы почти не сохранили имен мастеров (кроме преподобных Даниила и Андрея Рублева), работавших в Москве в период создания Евангелия Кошки по заказу митрополичьего и великокняжеского дворов, но они, несомненно, входили в число лучших мастеров, – как московских, так и греческих. Декорация рукописи вносит существенные коррективы в общую оценку искусства эпохи митрополита Фотия, свидетельствуя об интенсивной художественной жизни и активном, хотя и кратковременном, участии в ней выходцев из Византии. Неизвестный мастер мог быть учеником Феофана Грека: оформление рукописи, сделанное им, во многом напоминает репертуар и приемы исполнения инициалов в «главных» московских рукописях кон. XIV – нач. XV в. Сведения о приезде в Москву в 10-х гг. XV в. вслед за митрополитом-греком греческих художников позволяют предположить, что и автор инициалов мог быть греческого происхождения.
Дата создания (внутренняя датировка)
Ок. 1392
Цветность
Полихромная с золотом
Тип декора
Инициал

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти