ГИМ; Син. 600, л. I об._миниатюра

Идентификатор
ГИМ; Син. 600, л. I об._миниатюра
Название
ГИМ; Син. 600, л. I об._миниатюра
Комментарий
На л. I об. находится единственная в рукописи миниатюра с изображением Иоанна Златоуста. Она расположена на золотом фоне в килевидной рамке, которая, в свою очередь вписана в заполняющую весь лист модель храма, выполненную в тератологическом стиле. Небольшая фигурка Иоанна представлена в традиционном типе благословляющего святителя с книгой в левой руке. Лик выполнен тщательно, драпировки написаны искусно. Палиставрий белый с коричневыми крестами, светлосиреневый подризник и белый омофор – с черными полосками, епитрахиль, палица и поручи – золотые. О. С. Попова отмечает влияние палеологовского искусства на автора этой миниатюры: «письмо его детализированное и тонкое, особенно в исполнении лика, построенное на сплавленности, нюансированности, со множеством полутонов, с почти неуловимо перетекающими оттенками красочной поверхности, с переливом мельчайших красочных пятен: зелени в тенях, белил в светлых места, едва заметных румян» (Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 288–289). Г.И. Вздорнов считает, что миниатюра Служебника «обнаруживает прямую связь с лучшими произведениями новгородской иконописи рубежа XIV–XV вв. … Миниатюра синодального Служебника выполнена более тонко, с заметным уменьшением всех частей человеческой фигуры и с тенденцией к линейно-каллиграфической разделке складок одеяния» (Вздорнов Г. И. Рукописи новгородского писца Федора (1400 г.) // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 260). В центре миниатюры утрата красочного слоя в виде большого пятна на верхней части корпуса святителя и одной из страниц книги в его руке, открывающей подготовительный рисунок. Золотая краска, покрывающая фон, также с осыпями. Обрамляющая миниатюру рама в виде пятиглавого храма заполнена плетеным орнаментом тератологического стиля с крупными кругами и квадратами. У основания главного барабана – две переплетенные крупные птицы, в нижних углах храма – маскароны. Светло-голубой фон «храма» под орнаментом практически полностью осыпался, и его конструкция на фоне чистого пергамена выглядит легкой и прозрачной. Контур орнамента выполнен киноварью и светло-коричневыми чернилами, отдельные элементы подцвечены желтой краской.
Дата создания (внутренняя датировка)
1400
Цветность
Полихромная
Тип декора
Миниатюра

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти