ГИМ; Муз. 4040_Оформление общие сведения
Идентификатор
ГИМ; Муз. 4040_Оформление общие сведения
Название
ГИМ; Муз. 4040_Оформление общие сведения
Комментарий
В «Онежской псалтыри» 1395 г. одни листы украшены инициалами и заставками тератологического стиля, и тератологического с влиянием нововизантийского В одних фронтисписах, заставках и инициалах «Онежской псалтыри» мы видим тератологию, в других — нововизантийский орнамент, на третьих — соединение того и другого, на четвертых — балканское плетение (л. 7). Весь этот декор выполнен рукой искуснейшего мастера. Содержит 3 миниатюры, 22 заставки, более 150 инициалов с орнаментом. При оформлении использованы краски синего, зеленого, красного цветов и золота. Изображения царя— пророка Давида, Деисуса и преп. Саввы довольно жизненны и выписаны отчетливо, несмотря на их малый размер. В числе заставок, украшающих псалтирь, нет повторяющихся: каждая них имеет свой особенный вид и характер. Свыше 150 красочных инициалов тератологического, смеси тератологического с неовизантийским стилей, тонкой работы. Они искусно раскрашенные, частично позолоченные, ими начинается каждый псалом и каждая песнь. Несмотря на обилие инициалов, нет почти ни одной буквы похожей вполне на другую. Украшающие псалтирь заставки и инициалы размещены соответственно с текстом, а не подгонялись к нему; видимо сначала рисовались заставка и фигурная буква, а затем уже писался текст (а не наоборот, как в большинстве рукописных книг с украшениями), из чего можно заключить, что писец псалтири сам и украшал ее рисунками. Ровный, четкий, красивый устав письма псалтири указываете нам, что писал ее истый «доброписец» своего времени; а разнообразие и изящество украшающих ее рисунков, отчетливое, с большим вкусом их выполнение указываете нам, что переписчик псалтири был не только «доброписец», но и искусный рисовалыщик, обладавший как техническими в деле рисования познаниями, так и развитым вкусом. Из детального рассмотрения орнаментов псалтири мы приходим к заключению, что рисовальщик был знаком не только с восточным византийским искусством (следы этого искусства мы отчасти усматриваем в миниатюрах и в некоторых заставках и буквах), но и с западноевропейскими, — в частности с кельтскими и тесно связанным с ними англосаксонским и скандинавским орнаментом, характеризуемым разного рода плетением, как в чистом виде, так и с добавлением чудовищ (скандинавский орнамент), а также с романским или ломбардским орнаментом XIII—XIV в., характеризуемым включением в плетения геометрических фигур, листьев и разного рода завитушек. На влияние ломбардского, или как выражались в старину «фряжского» искусства, указывает волочение в орнамент псалтири, в числе других животных, длинномордых собак — болонок, а также трехзубчатых листьев плюща. Знакомство рисовальщика с западноевропейским искусством указывает нам на то, что та древнерусская область или княжество, в которой жил рисовальщик, находилась в оживленных сношениях с западными государствами.