РГБ; Тр. III №3_инициалы5

Идентификатор
РГБ; Тр. III №3_инициалы5
Название
РГБ; Тр. III №3_инициалы5
Комментарий
375 многоцветных инициалов представляют собой композиции из геометрических и растительных форм, которые подразделяются на несколько групп (Петрова. 2002. С. 128–129). Большинство специалистов считают бесспорным факт участия Андрея Рублёва в украшении Евангелия Хитрово. Многочисленные аналоги этим миниатюрам, в т. ч. и инициалам, исследователи находят в наиболее достоверных произведениях мастера: в росписях Успенского собора во Владимире (1408) и на иконе «Св. Троица» (ГТГ), а также на близких к ним иконах Звенигородского чина (ГТГ). И. Э. Грабарь, который первым предположил в создании Е. Х. участие Андрея Рублёва, приписывал ему исполнение всего декора рукописи (Грабарь. 1926. С. 104). Того же мнения придерживались Алпатов, Дёмина, С. С. Чураков, Ухова. Вздорнов склонялся в пользу авторства Даниила (Вздорнов. 1980. С. 107–109). Некоторые исследователи считали, что над миниатюрами Евангелия работали несколько мастеров. Так, Олсуфьев связывал миниатюры с творчеством Феофана Грека или с его мастерской (Олсуфьев. 1924. С. 10), допуская авторство Андрея Рублёва в миниатюре с ангелом (Олсуфьев. 1925. С. 8). Лазарев считал, что миниатюры созданы русскими художниками из мастерской Феофана Грека под непосредственным руководством или даже при участии последнего (Лазарев. 1961. С. 75–82). Это мнение было поддержано Поповой, полагавшей, что 2 миниатюры (Иоанн с Прохором и ангел) создал греческий художник, возможно Феофан Грек, а остальные - русский мастер, возможно Андрей Рублёв. В дальнейшем Попова согласилась с точкой зрения Грабаря. Лебедева связывала с Андреем Рублёвым лишь миниатюру с ангелом, остальные - с его ближайшими помощниками. Брюсова и В. А. Плугин приписывали Андрею Рублёву все миниатюры Евангелия, за исключением Иоанна с Прохором (1-я считала ее принадлежащей кисти Даниила, 2-й, возможно, Феофана Грека). По мнению Е. Я. Осташенко, создателями миниатюр были 2 или 3 мастера, в т. ч. Андрей Рублёв. Смирнова отмечала работу 3 мастеров над миниатюрами, одного из них она отождествляла с Даниилом, полагая, что Андрей Рублёв не принимал участия в этой работе. Наблюдения Щенниковой, сделанные как в период реставрации рукописи в 1984–1993 гг., так и после нее, позволяют предположить, что миниатюры Евангелия Хитрово созданы 2 художниками; эта гипотеза опирается, главным образом, на небольшие различия в манере личного письма. Моделировка ликов 1-й группы миниатюр выполнена тонкими, сплавленными лессировочными слоями розоватых охр, полностью скрывающими зеленоватый санкирь. Форма ликов 2-й группы образована густыми, переплетающимися мазками розовой, красной, желтой и зеленой красок, лежащими на зеленоватом санкире, видимом в теневых частях. Миниатюры 2-й группы отличают несколько упрощенная пластика и некоторая схематичность рисунка. К 1-й группе можно отнести Иоанна с Прохором, Матфея, орла (?), льва (?); ко 2-й - ангела, Марка, Луку и тельца (?). Щенникова считает, что миниатюры 1-й группы созданы Андреем Рублёвым, 2-й – Даниилом. Попов не исключает вероятности работы над миниатюрами 3 художников, а над инициалами - 3 или 4 (Попов. 1995. С. 51). Уровень исполнения всех миниатюр одинаково высок, а различия в манере письма незначительны. Возможно, правы исследователи, считающие автором всех миниатюр Андрея Рублёва, который представил в Евангелии Хитрово несколько вариантов собственной манеры письма или письма своих предшественников и современников, послуживших основой его стиля. Анализ миниатюр из Евангелия Хитрово и из Евангелия Успенского собора дает основание считать, что они восходят к общему протографу - византийскому Евангелию (скорее тетр, а не апракос) XIV в., в свою очередь ориентированному на греческие образцы XII в., что объясняет характер византинизмов в стиле миниатюр Евангелия. Гармоничность и целостность рукописного материала, высокое художественное качество миниатюр, философская значительность и выразительность образов выделяют эту рукопись из Евангелий его группы.
Тип декора
Инициал

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти