ГИМ; Син. 722, л. 1а–160г_почерк основного писца

Идентификатор
ГИМ; Син. 722, л. 1а–160г_почерк основного писца
Название
ГИМ; Син. 722, л. 1а–160г_почерк основного писца
Комментарий
На протяжении длительного времени создание этой рукописи приписывалось книжнику Домиду, оставившего пространную запись в конце рукописи в 1307 г. Тем не менее, наш анализ почерков рукописи показал, что Домид не принимал участие в переписывании основного текста Апостола, а дописал лишь на последих листах 179г–180б прокимны на 8 гласов и выполнил запись. Основной 1-й писец выполнил практически всю рукопись, за исключением последних 19 листов. Наличие диалектных особенностей в языке говорит о его псковском происхождении. Почерк писца очень неустойчив и вариативен: он меняет как манеру письма, так и начертания значительного числа графем. При этом можно говорить о подвижном характере этой вариативности: стабильное ядро начертаний и их изменчивая периферия достаточно часто меняется так, что на разных участках текста разные буквы могут иметь вариации начертаний или, наоборот, находится в зоне стабильности. Все это, несомненно, говорит об этом писце, как о начинающем, с неустоявшимся почерком. Об этом свидетельствуют и выполненные им инициалы: их сложный рисунок передан крайне неумело. Необходимо заметить, что время от времени начертания и его манера письма выглядят очень архаично: квадратные пропорции букв, широкие расстояния между букв, чистые междустрочия, свойственные рукописям XII в. особенности графики (маленькие петли у ь, ъ, ы, б, в, ѣ, равновеликие петли у в, невысокая мачта у ѣ, ж в четыре приема с одной непрерывной диагональной линией, перекладины в центре букв и, н, йотированных а, е, глубокая симметричная чашечка у ч и др.). Можно предположить, что в этой манере письма нашел отражение древний антиграф, который писец копировал, но не мог удержать его каллиграфию. Нужно отметить и странное оформление рукописи инициалами. 1-й писец украсил киноварными большими и малыми инициалами первые 15 тетрадей (до л. 136 об.). Затем еще в двух своих тетрадях он переписывал текст, но не работал киноварью, заменяя малые киноварные инициалы строчными чернильными буквами и резервируя место под инициалы на 6–7 строк в начале перикоп. Именно в этих местах, начиная с л. 137, 2-й писец начал свое оформление рукописи инициалами нового типа. Помимо этого, в Месяцеслове (с л. 116) основной писец не указывает название Послания апостолов перед полными текстами каждой перикопы, и 2-й писец вписывает их позже между строк 1-го писца. Ближе к концу своей части 1-й писец перестает писать заглавия месяцев (на л. 149 об. – января, на и 159 об. – февраля), оставляя для них несколько пустых строк, которые потом заполняет 2-й писец. Все это свидетельствует о том, что писцы не работали вместе, и 2-й писец делал свои добавления в текст 1-го, когда тот уже перестал переписывать текст, возможно, не закончив свою работу по каким-то причинам. Сохранилась писцовая нумерация тетрадей – в верхнем углу внешнего поля на первой и последней странице тетради.
Тип почерка
Устав
Цвет чернил

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти