РГАДА; Тип. 91, л. 37 об./10(12)-20, 38/1, 91/13-14(1–6), 108 об.-174 об._почерк 2-го основного писца

Идентификатор
РГАДА; Тип. 91, л. 37 об./10(12)-20, 38/1, 91/13-14(1–6), 108 об.-174 об._почерк 2-го основного писца
Название
РГАДА; Тип. 91, л. 37 об./10(12)-20, 38/1, 91/13-14(1–6), 108 об.-174 об._почерк 2-го основного писца
Комментарий
В создании ноябрьской минеи принимало участие два основных писца – Михаил, оставивший запись со своим мирским именем Бедына (или Белына), и 2-й писец, письмо которого очень похоже на письмо Домки, написавшего вместе с Михаилом в том же скриптории две других минеи (РГАДА, Син. 84, 89). Михаил и 2-й писец разделили заказ почти поровну: Михаил переписал первую часть рукописи (л. 1–108), а его напарник – вторую (л. 108 об.–174 об.). Кроме того, чуть меньше одной страницы (л. 39об./6–20) чрезвычайно уверенным и красивым почерком выполнил 3-й писец-каллиграф, который, возможно, контролировал работу молодых писцов. Палеографический анализ почерка 2-го писца привел нас к выводу, что хоть он и не принадлежит Домке, создавшего первые две минеи комплекта – сентябрьскую и октябрьскую (РГАДА, Тип. 84, 89), но чрезвычайно близок ему. Вероятно, можно говорить об одной школе, которые прошли оба писца, учившихся ремеслу по одним и тем же образцам. Тем не менее специфическими характерными особенностями почерка 2-го писца можно назвать с с хорошо выраженными закруглениями, продолжающими спинку буквы, и глубоко загнутыми внутрь концами. Отличиями обладает буква к с ярко выраженным коленом; ч с глубокой округлой чашечкой, в то время как у Домки ч имеет угловатую и мелкую чашечку. 2-й писец для выделения заголовков и заглавных букв может употреблять киноварь темного (пурпурного) оттенка, Домка же выделяет заглавия полупрозрачной желтоватой краской. Определив почерк 2-го писца ноябрьской минеи, можно с большой уверенностью утверждать, что именно он написал две строки на л. 37 в сентябрьской минее. На это, помимо прочего, указывает общее специфическое начертание широкой буквы с. Кроме того, тем же почерком выполнен частично угасший чернильный заголовок на «титуле» октябрьской минеи (л. 1). Таким образом, можно достаточно уверенно говорить о том, что 2-й писец учился и работал в скриптории Лазаревского монастыря в Новгороде в конце XI – начале XII в. Вероятно, при церкви и особножительном монастыре св. Лазаря существовала школа, где происходило как обучение писцов, так и работа молодых мастеров над заказами богослужебных книг. И трудились в ней не по 12 писцов одновременно, как это предполагалось в ряде исследований, а лишь единицы основных мастеров и небольшое число учеников (Уханова Е.В. О становлении новгородского книгописания в XI — начале XII в. // Хризограф. Вып. 3. Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи. Труды международной научной конференции, Москва, 5–7 сентября 2005 г. / сост. и отв. ред. Э. Н. Добрынина. М., 2009. С. 204–237; Е. В. Уханова. Новые рукописи писца Домки // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике / отв. ред. М. В. Бибиков. М., 2022. Вып. 8. С. 526–552). Сохранилась потетрадная кириллическая писцовая нумерация в правом верхнем углу первого листа тетради: л. 113 – ѕі, л. 129 – иi, л. 137 – ѳі, л. 145 – к, л. 153 – ка, л. 161 – кв, л. 169 – кг. На л. 171 об. рукою 2-го основного писца рукописи оставлена дата завершения его работы – 1097 г. Л. В. Столярова (Столярова Л.В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV веков. М., 2000. С. 55) атрибутировала эту запись первому писцу Михаилу, однако это неверно. Эта часть рукописи написана 2-м основным писцом, им же была выполнена и финальная запись, что подтверждается ее палеографическим анализом. Ряд исследователей подвергает сомнению дату, указанную в этой записи, из-за ее необычного расположения между строк текста, предполагая, что она может быть вставлена позднее. Между тем, 2-й писец закончил текст и строкой ниже написал дату, а еще ниже выполнил ленточную концовку с мотивом жгута, завершающуюся на каждом конце двумя пышными пальметтами. Уже после такого оформления окончания текста, он по каким-то причинам был вынужден вернуться к переписке рукописи и приписать второй канон последнему дню минеи, посвященный апостолу Андрею. Его заглавие написано строкой ниже записи перед орнаментированной концовкой так, что заглавные буквы, которыми выполнено надписание нового канона, наезжают на первоначальную дату. Именно необходимостью добавить текст второго канона к уже завершенной минее обусловило кажущееся странным расположение даты рукописи. Тем не менее, палеографические данные свидетельствуют о том, что все тексты на этом листе выполнены рукой 2-го основного писца.
Тип почерка
Устав

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти