ГИМ; Хлуд. 42, л. 14–247_почерк Ратко

Идентификатор
ГИМ; Хлуд. 42, л. 14–247_почерк Ратко
Название
ГИМ; Хлуд. 42, л. 14–247_почерк Ратко
Комментарий
Запись на л. 228 об. содержит дату создания рукописи и имя писца: диакон Ратко написал ее в 1386 г. Как уже было указано (см. запись на л. 228 об.), этот текст является не оригиналом, а копией, сделанной при обновлении переплета в 1658 г. и замене разрушенного оригинального листа. Данные филиграней бумаги подтверждают указанную в записи датировку рукописи и, соответственно, имя писца. Согласно данным Т. В. Диановой (Сводный каталог славяно-русских рукописных книг XIV в., хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. М., 2002. Вып. 1. С. 119), бумага основной части рукописи (л. 14–247) имеет филиграни: «рожок» – Брике 7657 (1371–1385 гг.), «лук» – Брике 786 (1372 г.), «ключи» – Брике 3846 (1379 г.), «груша» – Брике 7333 (1385 г.), «голова быка» – Брике 14446 (1377 г.), «лев» – Брике 10490 (1377 г.), «олень» – Мошин-Тралич, 2253 (1379 г.), «круг под крестом» – Брике 3053 (1359–1384 гг.). В болгарском каталоге рукописей Хлудова (Николова С., Йовчева М., Попова Т., Тасева Л. Българското средновековно културно наследство в сбирката на Алексей Хлудов в Държавния исторически музей в Москва. Каталог. София, 1999. С. 33) утверждается, что основная часть рукописи выполнена двумя почерками, которые сменяют друг друга. Между тем, палеографический анализ памятника дает нам основание говорить, что рукопись написана одним писцом – диаконом Ратко, который использовал несколько манер письма. Он начал писать крупным торжественным ритмичным, геометричным, плотным, каллиграфичным уставом с минимальным количеством выносных букв. В нижней половине л. 26 он изменил почерк и продемонстрировал манерное письмо с изогнутыми мачтами и горизонталями, а также большим количеством декоративных штрихов на верхушке петель. Через два листа (л. 28) он вернулся к первоначальному ритму и рисунку письма. Манерное письмо еще дважды встретилось в его дальнейшей работе (л. 30 об., л. 31 об.). В нижней половине л. 54 об. писец впервые стал несколько уменьшать размер букв, уже на л. 63 об. он демонстрирует совсем иную манеру – мелкий подвижный изящный полуустав, а на следующем листе он вновь возвращается к более крупному, плотному и ровному почерку. Он использует его до л. 82 об., переходя время от времени на мелкое письмо (69 об.–70, 76 об., 81–81 об). С л. 83 до конца рукописи писец Ратко демонстрирует стиль, совместивший крупный каллиграфичный, ровный устав с мелким изящным полууставом: почерк остается довольно крупным, но теряет плотность, ритм и размеренность, мачты и хвосты букв могут иметь небольшие изгибы, появляется больше выносных. Степень величины, плотности, неровности и манерности письма колеблется до конца рукописи. Можно также выделить небольшой участок текста на л. 62 об./5–23 с очень плотным высоким и угловатым письмом. Принцип начертания букв остается практически тем же, так что сказать, это почерк нового писца или просто очередная смена манеры Ратко, затруднительно.
Персона
Ратко, диакон (XIV в.)
Тип почерка
Полуустав, устав
Цвет чернил

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти