ГИМ; Хлуд. 164, л. 1а–5г, 14г/8-13, 23а/1-11, 34б/1-10, 60г/14-27, 76в/27–76г/14, 79б, 91а/15–91б, 94в/1-23, 97а/13-15, 108г/3-28, 114г/1-6, 123/г/18-27, 125б/1-6, 129г/17-33, 155а, 165в, 169г/14-17, 170г/15–182б/1-14, 182г–184б/12_почерк 1-го писца

Идентификатор
ГИМ; Хлуд. 164, л. 1а–5г, 14г/8-13, 23а/1-11, 34б/1-10, 60г/14-27, 76в/27–76г/14, 79б, 91а/15–91б, 94в/1-23, 97а/13-15, 108г/3-28, 114г/1-6, 123/г/18-27, 125б/1-6, 129г/17-33, 155а, 165в, 169г/14-17, 170г/15–182б/1-14, 182г–184б/12_почерк 1-го писца
Название
ГИМ; Хлуд. 164, л. 1а–5г, 14г/8-13, 23а/1-11, 34б/1-10, 60г/14-27, 76в/27–76г/14, 79б, 91а/15–91б, 94в/1-23, 97а/13-15, 108г/3-28, 114г/1-6, 123/г/18-27, 125б/1-6, 129г/17-33, 155а, 165в, 169г/14-17, 170г/15–182б/1-14, 182г–184б/12_почерк 1-го писца
Комментарий
1-й писец обладал мелким некрасивым, неровным почерком с неустойчивым ритмом и наклоном как самого письма, так и отдельных частей букв. И хотя вариативность начертания графем невелика, можно предположить, что это письмо принадлежит начинающему писцу, возможно, ученику основного 2-го писца Добре. На это косвенно указывает объем работы 1-го писца: он 18 раз внедрялся в работу основного 1-го писца и выполнял от нескольких строк до одного столбца текста. Этим же почерком выполнено около 14 последних листов после окончания 2-м писцом основной части рукописи, представляющих текст служб из Триоди Цветной. В связи с этим неожиданным выглядит решение отдать в работу этого писца первую тетрадь рукописи, поскольку традиционно ее начало переписывал писец, обладающий самым красивым почерком. 1-му писцу принадлежит большая арочная заставка, заглавие и начало текста на л. 1, выполненные киноварью. Это позволяет высказать предположение, что он мог обладать лучшими навыками декорации кодекса, чем его коллеги, что послужило поводом отдать ему оформлять и переписывать первую тетрадь.
Тип почерка
Полуустав
Цвет чернил

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти