ГИМ; Хлуд. 164, л. 5в–14г/7, 14г/14–22г, 23а/12–34а, 34б/10–60г/14, 61а–76в/26, 76г/14–79а, 79в–81г/18, 83а–85а, 85в–91а/17, 91в–94а, 94в/24–97а/13, 97а/16–108г/2, 109а–114в, 114г/6–123г/17, 124а–125а, 125б/7–129г/16, 130а–154г, 155б–165б, 165г–169г/13, 169г/18–170г/11, 182б/14–182в, 184б/12–184в_почерк Добра, основного 2-го писца
Идентификатор
ГИМ; Хлуд. 164, л. 5в–14г/7, 14г/14–22г, 23а/12–34а, 34б/10–60г/14, 61а–76в/26, 76г/14–79а, 79в–81г/18, 83а–85а, 85в–91а/17, 91в–94а, 94в/24–97а/13, 97а/16–108г/2, 109а–114в, 114г/6–123г/17, 124а–125а, 125б/7–129г/16, 130а–154г, 155б–165б, 165г–169г/13, 169г/18–170г/11, 182б/14–182в, 184б/12–184в_почерк Добра, основного 2-го писца
Название
ГИМ; Хлуд. 164, л. 5в–14г/7, 14г/14–22г, 23а/12–34а, 34б/10–60г/14, 61а–76в/26, 76г/14–79а, 79в–81г/18, 83а–85а, 85в–91а/17, 91в–94а, 94в/24–97а/13, 97а/16–108г/2, 109а–114в, 114г/6–123г/17, 124а–125а, 125б/7–129г/16, 130а–154г, 155б–165б, 165г–169г/13, 169г/18–170г/11, 182б/14–182в, 184б/12–184в_почерк Добра, основного 2-го писца
Комментарий
Писец дьяк Добре, имя которого мы узнаем из его выходной записи, был основным писцом рукописи и переписал почти всю рукопись. В его работу 18 раз вмешивался 1-й писец, однако он выполнял очень незначительный объем текста – от нескольких строк до одного столбца. Добре имеет, как минимум, три манеры письма, которые он в разной степени демонстрирует на листах этой рукописи. Относительно ровный, плотный, вертикальный полуустав он демонстрирует в первых листах своей работы. Начиная с л. 17, он время от времени демонстрирует более беглую манеру письма с округлыми, широко расположенными в строке, с разным наклоном буквами. На л. 83а он меняет свою манеру письма, переходя к более подвижному, беглому, изящному, украшенному варианту почерка. На отдельных листах в нижней строке, пользуясь наличием большого количества пустого места на нижнем поле (см., например, л. 92г), он демонстрирует профессиональное размашистое письмо с гипертрофированно длинными вертикалями, схожее с делопроизводственным письмом грамот. К характерным начертаниям относятся в калачиком, часто выступающая за линии строки; очень широкая е с волнистым язычком; широкие п и ц со слегка выпуклыми мачтами и точкой, украшающей середину перекладины; «ук» с очень длинными, загнутыми на концах усиками; ассиметричная ж, характерная недописанная «омега» в качестве выносной. Начертания м, з, в, х – очень вариативны. Писец употребляет в строке независимо от позиции лигатуры «тр», «тв», в киноварных заглавиях набор лигатур более разнообразный, но графика лигатур достаточно простая.
Персона
Добре, дьяк (XIV в.)
Тип почерка
Полуустав
Цвет чернил