ГИМ; Хлуд. 134, л. 1–58 об., 67–73 об., 82–98 об., л. 99–113а, 113г–122б, 122д/25–125г/5, 126–157в,157г/5–203г/12, 203г/22–205д/2, 205д/5–265_почерк основного писца Стефана

Идентификатор
ГИМ; Хлуд. 134, л. 1–58 об., 67–73 об., 82–98 об., л. 99–113а, 113г–122б, 122д/25–125г/5, 126–157в,157г/5–203г/12, 203г/22–205д/2, 205д/5–265_почерк основного писца Стефана
Название
ГИМ; Хлуд. 134, л. 1–58 об., 67–73 об., 82–98 об., л. 99–113а, 113г–122б, 122д/25–125г/5, 126–157в,157г/5–203г/12, 203г/22–205д/2, 205д/5–265_почерк основного писца Стефана
Комментарий
Писец Стефан выполнил практически всю рукопись, за исключением 17,5 листов. Он был профессиональным писцом-каллиграфом высокого уровня выучки. Его почерк очень стабильный и ритмичный, красивый, легкий, элегантный, с округлыми элементами, декоративными отчеркиваниями, точками и крючками. Буквы квадратных пропорций, межбуквенное расстояние широкое. На протяжении всей рукописи писец демонстрирует три манеры письма. В первой половине рукописи (л. 1–98) он пишет очень аккуратно, ровно и стабильно. Затем, с л. 99, почерк меняется так, что производит впечатление принадлежащего другому писцу. Он становится более быстрым, угловатым, неровным, размашистым, неаккуратным. Появляются новые начертания, не свойственные писцу до этого: коромысло м опускается под строку и начинает писаться угловато в два приема; ч из ассиметричной становится односторонней; д, писавшаяся до этого очень узко, становится очень широкой; появляется новое начертание з с очень маленькой дугой у основания и опущенным вниз хвостом наряду с использовавшейся до этого з с отведенным вниз вправо прямым хвостом; становится больше лигатур в строчном письме, становится частотным употребление «омеги» и «оу» вместо широкого о и «ука». Однако этот почерк в таком виде заканчивается на л. 148, и вторая половина рукописи выполнена в смешанной манере, объединяющей первые две: писец пишет более аккуратно, стабильно и красиво; новации в начертании букв остаются, правда, употребляются не всегда частотно. Несмотря на значительные утраты краев листов, практически на протяжении всей рукописи сохранилась писцовая нумерация тетрадей, выполненная основным писцом Стефаном в середине нижнего поля первой и последней страницы тетради.
Персона
Стефан, основатель монастыря св. Федора (Скопье, XIV в.)
Тип почерка
Полуустав
Цвет чернил

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти