ГИМ, Хлуд. 142_основной писец Николай (Брат)
Идентификатор
ГИМ, Хлуд. 142_основной писец Николай (Брат)
Название
ГИМ, Хлуд. 142_основной писец Николай (Брат)
Комментарий
Л. 1–186б, 186в/16 – 211. Писец Николай написал практически всю рукопись, за исключением нескольких небольших вставок 2-го писца объемом около полутора листов. Николай демонстрирует профессиональное, стабильное, ритмичное письмо, наклон отсутствует. Письмо кажется плотным из-за того, что большую часть линий он выполнил толстым пером, однако в ряде графем писец использует и волосяные линии (перекладина «и», «ю», «а йотированного», язычок «е», часто петля «ь» и его производные, часто петля «а»). Несколько раз использовал письмо тонкими линиями в обслуживающих текстах (небольших заглавиях, уставных указаниях на л. 61, 73, 78 об., 91), которое визуально несколько отличается от основного текста. Основной почерк характеризуется некрупными буквами с пропорциями близкими к квадратным. Среди присущих для Николая начертаний можно отметить «з» с полукруглым направленным вперед крупным хвостом; «а» с узкой заостренной петлей; «е» с широкой верхней частью и узкой заостренной нижней; «н» с перекладиной идущей через всю букву – от верха левой до низа правой мачты; «ѣ» часто заниженной перекладиной; почти симметричное широкое «х»; «ц» имеет современный рисунок – хвост отходит сбоку вправо и затем вниз; «омега» с округлыми равновеликими петлями и высокой (иногда чуть заниженной) серединой; в «т» написании «омега + т» имеет выпуклую крышечку и равновеликие мачту и ножки; нижняя часть «юса большого» пишется в виде «юса малого»; правая мачта «ы» наклонена к центру буквы и иногда имеет горизонтальный штрих посередине; точка по центру строки как наиболее частотный знаком препинания и др. Писец регулярно использует простые лигатуры не зависимо от положения на строке – «тр», «ѣр», «тн», «тв», редко «ик» и «нц». Оттенок чернил преимущественно черный, на отдельных листах – темно-коричневый; на л. 32–33 об., 39–39 об., 42–42 об., 112–113 об., 123–123 об. – рыжие (иногда демонстрируют переход от темного к светлому). Судя по оттенку чернил и киновари, декоративное оформление рукописи принадлежит также писцу Николаю.
Писцовая нумерация – в центре верхнего поля первой страницы тетради (л. 21, 29, 61, 86, 117). В большей части тетрадей срезана при повторном переплетении. Более поздняя тетрадная нумерация (вероятно, одновременная новому переплету XV в.) – в центре нижнего поля первой страницы тетради.
Персона
Николай (Брат), XIII в.
Тип почерка
Устав