ГИМ, Син. 38, л. 132–140 об._писец поп Филипп
Идентификатор
ГИМ, Син. 38, л. 132–140 об._писец поп Филипп
Название
ГИМ, Син. 38, л. 132–140 об._писец поп Филипп
Комментарий
Почерк попа Филиппа, оставившего выходную запись на л. 140 об., занимает в рукописи всего 9 листов, однако, по его имени рукопись часто называется в историографии Сборником попа Филиппа («Поп-Филипов сборник»). Согласно наблюдениям А.А. Турилова, этот характерный тырновский литургический полуустав XIV в. соотносится с почерком анонимного писца второго древнего списка Хроники Константина Манассии с миниатюрами (Ватикан, Vat.Slav. 2, сер. XIV в.): «разница между ними не превышает допустимых пределов вариантов внутри одного почерка» (Турилов, 2012. С. 326; у автора опечатка в шифре – «Ватикан, Слав. 1»). Несомненно, почерк попа Филиппа принадлежит к одной школе тырновских писцов-каллиграфов, работавших в царском скриптории Иоанна Александра и создавших выдающиеся кодексы (лицевую Хронику Константина Манассии, Томичеву Псалтирь, Четверовангелие Иоанна Александра и др.). Практически все особенности начертаний этого писца находят отражение в указанном А.А. Туриловым почерке Vat.Slav.2. Однако можно отметить и ряд небольших различий: чашечка ч в Син. 38 – очень мелкая, треугольная и ассиметричная, в Vat.Slav. 2 – полукруглая и симметричная; середина «омеги» в Син. 38 достаточно часто завышена, т.е. может писаться выше окончания боковых дуг, в Vat.Slav.2 таких начертаний не встречается. По-разному в обеих рукописях выполнена редкая графема «кси»: поп Филипп пишет ее в виде трех равновеликих связанных крупных округлых полупетель с уходящим вперед хвостом, изогнутым на кончике (л. 135). В Vat.Slav.2 эта буква состоит из других элементов: в верху она имеет округлую чашечку от которой вниз отходит зигзаг с острыми углами, заканчивающийся уходящим назад длинным хвостом (л. 293, 293 об.). Также нужно отметить, что писец Vat.Slav.2 ставит свой основной знак препинания – точку – всегда по центру строки, а поп Филипп часто использует для этого линию разлиновки. Таким образом, несмотря на общность начертания большинства букв и совпадение многих индивидуальных особенностей обоих писцов, их тождество все же вызывает сомнение.
Персона
Филипп, поп, писец
Тип почерка
литургический полуустав