Посвящение Кассалии, дочери Посия, Афродите Урании; 339/8-321/20 г. до н.э.; Государственный Эрмитаж, инв. № Т.1853.2.

Категории

Античная эпиграфика

Идентификатор
Посвящение Кассалии, дочери Посия, Афродите Урании; 339/8-321/20 г. до н.э.; Государственный Эрмитаж, инв. № Т.1853.2.
Название
Посвящение Кассалии, дочери Посия, Афродите Урании.
Разновидность (характер)
Постамент
Тип/Жанр
Посвятительная надпись
Описание надписи
Текст высечен под карнизом, заполняет все эпиграфическое поле, по строкам распределен неравномерно.
Критический аппарат
1. [Κ]ασσαλία ДБК; 2. [Ο]ὐρανίηι ДБК.
Подлинность
Оригинал
Размеры
Высота 38,0 см; ширина 82,0 см; толщина 78,0 см.
Состояние носителя
Правый нижний угол и левая боковая грань отбиты. Карниз поврежден выбоинами по всей длине.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Этноним
синды, меоты, фатеи, досхи
Обстоятельства находки (подробно)
Случайная находка, апрель 1853 г. Там же найдены КБН 971, КБН 974, КБН 976, КБН 978, КБН 979.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Т.1853.2
Издание / публикация
Köhne B. // Journal de Saint-Pétersbourg. 1853. № 199; Köhne B. Über eine Marmorbasis der Zeit des Bosporischen Königs Paerisades I // Sitzungsberichte der philosopish-historischen klasse der kaiserlichen akademie der wissenschaften. 1853. Vol. XI, October. S. 399-402; Кене Б. О мраморном пьедестале времен Боспорского царя Перисада I // ЖМНП. 1854. Ч. 83. Отд. II. С. 35-40; Köhne B. Description du musée de feu le prince B. Kotschoubey. St.-Pétersbourg, 1857. P. 23; Уваров А.С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических разысканиях в 1853 г. СПб, 1855. С. 16; ДБК II. Inscriptiones, № VI; IOSPE II 347; Bechtel F. Die Inschriften des ionischen Dialekts //Abhandlungen der königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. 1887. Bd. XXXIV. S. 104, №168; GrD III 110; RIG 1137; SGDI III 2 5650; HGrI 46: КБН 972; Rhodes-Osborne 65 E; Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства. М., 2017. С. 262, № 126.
Библиография
Яйленко В.П. История и эпиграфика Боспора VI в. до н.э. – V в. н.э. М., 2010. С. 48-49, 53-54; Завойкина Н.В. Фанагорийское общество (по материалам эпиграфики) // Фанагория. Результаты археологических исследований. Т. 1. М., 2013. С. 267-268.
Состояние надписи
В стк. 2 повреждена начальная буква; в стк. 3-5 утрачены первые буквы.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2020-09-10
Текст на языке оригинала
Κασσαλία Πόσιος ἀνέθηκε Ἀφροδίτηι Ο̣ὐρανίηι ἄρχοντος Παιρισάδεος [Β]οσπόρου καὶ Θευδοσίης [κ]αὶ βασιλεύοντος Σινδῶν, Μαϊτῶν, 5 [Θ]α̣τέων, Δόσχων
Перевод на русский
Кассалия, дочь Посия, посвятила Афродите Урании при Перисаде, архонте [Б]оспора и Феодосии и царе синдов, меотов, [ф]атеев, досхов.
Комментарий линвистический
Имя Κασσαλία – hapax. Л. Згуста предлагает этимологию от κάσσος – разновидности гиматия (Hesych., s.v.) (Zgusta L. Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Praga, 1955. Р. З89, § 1048); тогда это уникальное имя входит в группу имен, образованных от названий предметов одежды, ср. e.g. Βαιτίς, Χλαινέας (подробнее см. Bechtel F. Die historischen Personennamen des Griechischen. Halle a. d. S., 1917. S. 600-601).
Техническая дата
0339-01-01
Техническая дата до н.э.
1
Дата создания, от
-339
Дата создания, до
-321
Обоснование датировки
Эпонимная датировка.
Комментарий хронологический
На Боспоре вплоть до его вхождения в состав державы Митридата практиковалась эпонимная датировка; в качестве эпонима выступал верховный правитель Боспорского государства – царь. Отсутствие чередования -ō/-ου, отмечающееся еще в самых ранних текстах Перисада, показывает, что надпись относится не к самым ранним годам его правления, а достаточно архаичный облик всех букв указывает на то, что текст принадалежит и не к последнему десятилетию царствования данного монарха, точное время которого известно из "Библиотеки" Диодора Сицилийского (XVI, 52, 10): 349/8-311/10 г. до н.э..
Век
IV в. до н.э.
Комментарий палеографический
Высота букв: 2,0 см (омега 1,8 см, фи 2,5 см). Буквы украшены апексами в форме ласточкиного хвоста или треугольными утолщениями на концах прямых линий; от вершины альфы, лямбды и дельты вверх отходит вертикальная черточка. Альфа с прямой поперечной гастой. Омикрон и тета круглой формы, тета с точкой посредине; по размеру равны прочим буквам. Омега имеет форму правильного полуовала, правая горизонтальная черточка чуть приподнята; по размеру несколько меньше прочих букв. Боковые наклонные сигмы раздвинуты под небольшим углом и немного продлены назад после пересечения с внутренними наклонными. Средняя горизонталь эпсилона короче крайних. Правая гаста пи сильно укорочена. Ню с равновеликими вертикальными гастами. Наклонные хи разной длины. Фи по размеру больше прочих букв, в основном вертикаль продлена вниз; округлая часть буквы имеет форму широкого овала. Шрифт практически идентичен КБН 971, также представляющей собой посвящение, вырезанное на мраморном постаменте, близком к рассматриваемому по форме, размеру и декору. Несомненно, оба памятника были изготовлены в одной и той же мастерской; текст, скорее всего, был высечен одним и тем же мастером. Манера письма различается только формой сигмы, которая в КБН 971 представлена более поздним типом: с прямой верхней линией, из чего можно заключить, что КБН 972 несколько древнее, чем КБН 971.
Комментарий исторический
Кассалия, дочь Посия – велика вероятность того, что Кассалия – сестра Ксеноклида, сына Посия, автора посвящения КБН 1014, найденного в районе станицы Ахтанизовской, которое также датируется правлением Перисада I. Согласно тексту надписи, Ксеноклид посвятил Артемиде Агротере храм, что вкупе с посвящением Кассалией мраморной статуи показывает, что дети Посия, будучи весьма богаты, принадлежали к элите боспорского общества IV в. до н.э. Афродита Урания – одна из наиболее почитаемых на Боспоре ипостасей богини (ср. КБН 31, КБН 35, КБН 971, КБН 1111). О культе Афродиты Урании на Боспоре подробнее см.: Bilabel F. Die ionische Kolonisation. Dieterich, Leipzig 1920. S. 20; Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. С. 201; Кобылина М.М. Фанагория // МИА. 1956. Вып. 57. С. 58-59; Русяева А.С. Афродита Урания – патронесса милетско-понтийской колонизации // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Т.1. СПб, 2001. С.17-21; Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев, 2005. С. 293-307; Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье. СПб, 2007. С. 325-336; Кошеленко Г.А. Религии и культы // Античное наследие Кубани. Т. II. М., 2010. С. 360-373. Представленный в титулатуре перечень племен уникален. Фатеи фигурируют также в КБН 9 и КБН 1015, где кроме них в качестве подвластных Перисаду народов названы синды и «все меоты». Досхи упоминаются только в рассматриваемом тексте. Учитывая, что досхи – меотское племя, а меоты лишены дополнительного указания πάντων, следует принять, что досхи в какой-то момент длительного царствования Перисада I вели самостоятельную политику и либо входили в состав державы Спартокидов на особых условиях, отличных от предоставляемых другим меотским народам, либо заключали отдельный договор, демонстрируя свою независимость от прочих меотов.
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти