Комментарий исторический
Камень, судя по всему, представлял собой закладную плиту склепа. Шкорпил полагал, что в стк. 1 был упомянут начальник, а в стк. 2 его подчиненные, на что указывают более мелкие буквы. Скорее, резчик намеренно изменил размер шрифта, чтобы вместить два имени в одну строку. Отсутствие патронимиков при личных именах погребенных обычно служит указанием на низкий социальный статус (вольноотпущенники?), но может и наоборот демонстрировать значимость персоны, не нуждающейся в дополнительных определителях, ср. Πανταλέων ναύαρχος (Пантикапей, КБН 30).
Комментарий палеографический
Высота букв: стк.1, 3, 4 – 2,5 см (омикрон, тета 2,2 см; фи 3,0 см); стк.2 – 1,7 см (омикрон 1,3 см). Буквы богато декорированы: все без исключения литеры украшены апексами в виде ласточкиного хвоста; дополнительно украшены сигма, эпсилон и гамма в точках пересечения прямых. Треугольные буквы украшены на вершине галочкой, в ряде случаев вырождающейся в прямую черту, параллельную линии строки. Альфа с ломаной поперечной гастой; боковые наклонные альфы, лямбды и дельты продолжаются после пересечения. Срединные наклонные альфы и сигмы также продолжаются после пересечения. Омикрон и тета имеют форму правильного круга, по размеру немного меньше прочих букв. Тета с короткой черточкой по центру. Правая вертикаль пи сильно укорочена. Каппа с укороченными наклонными. Вертикаль фи продлена вверх и далеко выступает за пределы строки. Самым необычным элементом данной надписи является омега. В стк. 2 верхняя часть омеги не соприкасается с горизонтальными линиями, тогда как в стк. 3 округлая часть соединяется с горизонтальными штрихами маленькими вертикальными черточками. Впервые первый тип литеры появляется в тексте, относящемся к царствованию Фарнака (Павличенко Н.А. Новая надпись эпохи Фарнака, сына Митридата VI Евпатора из Гермонассы // Боспорский феномен. СПб, 2007. Ч. 2. С. 304-306). Аналогичное начертание омеги представлено в КБН 29, где имя правителя не сохранилось, и в целом ряде стихотворных эпитафий. В текстах, содержащих имя царицы Динамии, подобная форма буквы не зафиксирована ни разу, однако спорадически появляется в надписях эпохи Аспурга, чередуясь с другими вариантами начертания омеги. Отдельные рецидивы встречаем и в более отдаленную эпоху: КБН 70 (Пантикапей, 82/3 г.), КБН 1259 (Танаис, 103/4 г.). Прочие характеристики надписи: активное, даже избыточное, использование декоративных элементов, пи с сильно укороченной правой гастой, фи с продленной вверх вертикалью – вполне соотносится с периодом правления Фарнака (63 – 47 г. до н.э.). Однако омега второго типа выглядит в данном тексте совершенно анахронично. В датированных надписях омега в подобном начертании появляется в период правления Рескупорида II (67/8-91/2), причем этот тип литеры является доминирующим. Наследовавший Рескупориду II Савромат I, судя по всему, берет под контроль пантикапейскую мастерскую, в которой начинают создаваться надписи в монументальном стиле с омегой традиционной формы (см. великолепные образцы шрифта в КБН 43, КБН 44), а описанный выше тип буквы фиксируется только на Азиатском Боспоре, где продолжает развиваться характерная для времени предыдущего правителя манера письма (КБН 1021, КБН 1045). Учитывая определенную небрежность, свойственную почти всем текстам, содержащим упоминание Рескупорида II, резко контрастирующую с образцовым шрифтом пантикапейской мастерской Савромата, данная форма литеры могла рассматриваться как неподобающая возрожденному монументальному стилю. Интересно сопоставить с «устранением» этого типа буквы монументальный шрифт текстов эпохи Асандра и Динамии, в котором отсутствует омега с промежутком между округлой частью и горизонтальными линиями, замененная литерой классической формы. Появление данного типа омеги в ряде частных надписей, содержащих параллельно характерные признаки манеры письма более раннего периода, может указывать на то, что в неофициальных надписях омега «на ножках» появилась раньше. Разбираемый текст, где соседствуют два разных типа, как кажется, показывает происхождение данного облика литеры: он развилась из изящной формы с промежутком между округлой частью и горизонтальными штрихами как приближение к традиционному типу. Судя по всему, именно на основании этого типа омеги в КБН памятник датирован I в. н.э., хотя все остальные характеристики указывают на предыдущее столетие. С определенной долей условности относим его ко второй половине I в. до н.э.