Посвящение Ксеноклида, сына Посия, Артемиде Агротере; са. 330 – 311/10 гг. до н.э.; Краснодарский Государственный Историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицина, инв. № КМ 7065/5.

Категории

Античная эпиграфика

Идентификатор
Посвящение Ксеноклида, сына Посия, Артемиде Агротере; са. 330 – 311/10 гг. до н.э.; Краснодарский Государственный Историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицина, инв. № КМ 7065/5.
Название
Посвящение Ксеноклида, сына Посия, Артемиде Агротере
Разновидность (характер)
Плита.
Тип/Жанр
Посвятительная надпись
Описание надписи
Текст высечен под верхним обрезом, почти без отступа, распределен по строкам равномерно.
Критический аппарат
5. βασιλεύ<οντος> все издатели; камень βασιλεύων
Подлинность
Оригинал
Размеры
Высота 21,0 см; ширина 97,0 см; толщина 5,0 см.
Состояние носителя
Фрагменты А, Б к настоящему времени утрачены. У фрагмента В отбит левый верхний угол, верхняя и правая боковая грани оббиты.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Этноним
синды; тореты; дандарии
Обстоятельства находки (подробно)
По сообщению Кёппена (Koeppen R. Alterthümer am Nordgestade des Pontus. Wien, 1823. S. 49) и Дюбуа (Dubois de Montpéreux Fr. Voyage au Caucase chez les Tcherkesses et les Abkhases en Colchide, en Géorgie, en Arménie et an Crimeé. Atlas. Ser. IV. Paris, 1843. С. 58), плита была выброшена извержением грязевой сопки, а по словам Ашика, она обнаружена в 1819 г. при разборе местными жителями развалин античного храма, обнажившихся после земле¬трясения (Ашик А.Б. Воспорское царство. Одесса, 1848-1849. Т. I. С. 52, прим. 2).
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
КМ 7065/5
Издание / публикация
CIG II 2117; Ашик А.Б. Воспорское царство. Т. I. Одесса, 1848. С. 52; Syll. Dittenberger 102; Bechtel F. Die Inschriften des ionischen Dialekts //Abhandlungen der königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. 1887. Bd. XXXIV. S. 103, №165; Dubois de Montpéreux Fr. Voyage au Caucase chez les Tcherkesses et les Abkhases en Colchide, en Géorgie, en Arménie et an Crimeé. Atlas. Ser. IV. Paris, 1843. Tabl. 26с, № 3; IOSPE II 344; IOSPE IV add. P. 290; Syll.2 Dittenberger 131; RIG 1134; SGDI III 2 5646; Minns E.H. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913. P. 652, № 29; Syll.3 Dittenberger 214; КБН 1014.
Библиография
Яйленко В.П. История и эпиграфика Боспора VI в. до н.э. – V в. н.э. М., 2010. С. 47-49, 53-54; Завойкина Н.В. Фанагорийское общество (по материалам эпиграфики) // Фанагория. Результаты археологических исследований. Т. 1. М., 2013. С. 267-268.
Состояние надписи
Две трети текста, располагавшиеся на фрагментах А и Б, утрачены. Начальные буквы на фрагменте В уничтожены сколом. Последняя буква в стк. 1 утрачена, часть букв стк. 1 повреждена выбоинами.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-09-29
Текст на языке оригинала
[Ξενοκλείδης Πόσιος ἀνέθηκε] [τὸν ναὸν Ἀρτέμιδι Ἀγροτέραι] [ἄρχοντος Παιρισάδους τοῦ] [Λεύ]κωνος Bοσπό֚﮳̣ρου καὶ Θευδο- 5 [σί]ης καὶ βασιλεύ<οντος> Σινδῶν [κ]αὶ Τορετῶν καὶ Δανδαρίων
Перевод на русский
Ксеноклид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, и торетов, и дандариев.
Комментарий линвистический
Παιρισάδους – стяженная форма, заменившая Παιρισάδεος и ставшая доминирующей в III в. до н.э., в IV в. до н.э. зафиксирована также в КБН 11 и КБН 1015. Ошибочное написание βασιλεύων в именительном падеже вместотребуемого генетива βασιλεύοντος может быть объяснено «аттракцией» следующего далее Σινδῶν. Τορετῶν – в надписях эпохи Левкона этноним всегда представлен в неслитной форме Τορετέων. Из всех перисадовских текстов название этого племени полностью сохранилось только в публикуемой надписи, во фрагментированных надписях по аналогии восстанавливается написание Τορετῶν.
Техническая дата
0330-01-01
Техническая дата до н.э.
1
Дата создания, от
-330
Дата создания, до
-311
Обоснование датировки
Эпонимная датировка, уточненная на основе палеографии и орфография.
Комментарий хронологический
На Боспоре вплоть до его вхождения в состав державы Митридата практиковалась эпонимная датировка; в качестве эпонима выступал верховный правитель Боспорского государства – царь. Стяженная форма имени Παιρισάδους, ставшая основной в III в. до н.э., говорит о том, что текст относится ко второй половине царствования Перисада, точное время правления которого известно из литературных источников (Diod. XVI, 52, 10): 349/8-311/10 гг. до н.э. Своеобразие шрифта, не имеющего прямых аналогов среди достаточно репрезентативно представленных надписей Перисада II, не позволяет допольнительно уточнить датировку.
Век
IV в. до н.э.
Комментарий палеографический
Буквы украшены незначительными треугольными утолщениями на концах прямых линий. Треугольные буквы: альфа, дельта и лямбда в большинстве случаев украшены коротким вертикальным штрихом, отходящим от вершины. Альфа с прямой поперечной гастой. Средняя горизонталь эпсилона короче крайних, при этом эпсилон заметно уже прочих букв. Составляющие ипсилона соотносятся как 1:1,5, наклонные разведены под углом 115º. Наклонные каппы укорочены. Правый уголок ню поднят над строкой. Боковые наклонные сигмы раздвинуты под большим углом. Пи с сильно укороченной правой гастой. Главной особенностью текста являются очень маленький омикрон, в два раза меньше прочих букв, и столь же маленькая омега, смещенная в верхнюю часть строки. Омикрон в той или иной степени меньше по размеру, чем прочие буквы, во всех датированных текста IV в. до н.э., кроме фанагорийских КБН 971 и КБН 972, однако уменьшение обычно не столь сильное. Омега в надписях Левкона и Перисада, как правило, немного меньше прочих букв и часто смещается вверх, обычно располагаясь по центру строки, но опять-таки столько резкое уменьшение почти не встречается. В целом шрифт очень близок КБН 10, где соседствуют сигма с удлиненными назад боковыми гастами и развитый ипсилон, а омикрон и омега, смещенная вверх, уменьшены в полтора, а не в два раза. Если брать за основной признак размер букв, то из перисадовских надписей наиболее близка к рассматриваемой по шрифту КБН 11: омикрон здесь очень сильно колеблется в размерах, неоднократно достигая очень маленьких размеров; омега также сильно уменьшена, но расположена точно на строке. Основное отличие состоит в форме сигмы, которая в КБН 11 представлена двумя вариантами: с параллельными боковыми наклонными и с прямой верхней гастой и наклонной нижней. Значительное сходство демонстрирует также проксения, написанная от имени сына Евмела КБН Add. 4, т.е. относящаяся уже к началу III в. до н.э., также отличающаяся от рассматриваемой прежде всего прогрессивной формой сигмы. Судя по всему, в рассматриваемом случае палеографические особенности во многом объясняются индивидуальной манерой резчика и могут иметь два объяснения. Либо резчик, взяв за образец столичный парадный шрифт КБН 10 и КБН 113, попытался воспроизвести его на своем уровне, утрировав отдельные черты. Либо же мастер уловил и воспроизвел некоторые особенности нарождающегося претенциозного стиля письма. Традиционное для IV в. до н.э. написание большинства букв, архаичная сигма и общий облик текста, не свидетельствующий о высоком мастерстве изготовителя, указывают скорее на первый вариант.
Комментарий исторический
Ксеноклид, сын Посия – велика вероятность того, что Кассалия, дочь Посия, посвятившая мраморную статую Афродите Урании (КБН 972) – сестра Ксеноклида. Судя по дорогостоящим посвящениям дети Посия были весьма богаты и принадлежали к элите боспорского общества IV в. до н.э. Во всех надписях Перисада, кроме публикуемой, в титуле присутствуют меоты. Их отсутствие в рассматриваемом тексте заставляет многих исследователей относить надпись к начальному периоду правления Перисада. Однако меоты присутствуют уже в самой ранней надписи Перисада – КБН 10, единственной, содержащей написание Βοσπόρō. Публикуемая надпись, в которой наличествуют орфографически прогрессивные формы Παιρισάδους (в отличие от Παιρισάδεος в КБН 10) и Βοσπόρου никак не может быть древнее ее. Таким образом, если не идти по пути наименьшего сопротивления, приняв пропуск части титулатуры за ошибку резчика, то приходится признать, что в какой-то момент Боспорская держава утратила контроль над значительной частью многочисленных меотских племен, верность Спартокидам сохранили только тореты и дандарии. О культе Артемиды Агротеры на Боспоре и в Фанагории см.: Bilabel F. Die ionische Kolonisation (Philologus. Supplbd. XIV, hf. 1). Leipzig, 1920. S. 201; Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. C. 201; Розанова Н.П. Посвятительные надписи Фанагории как источник для топографии города // ВДИ. 1949. № 3. С. 173; Кобылина М.М. и др. Фанагория // МИА. 1956. Вып. 57. С. 59-62; Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье. СПб, 2007. С. 348-349. В районе Ахтанизовского лимана обнаружена еще одна посвятительная надпись эпохи Перисада, выполненная в совершенно иной манере, близкой скорее к КБН 971 и КБН 972, что указывает на нахождение здесь крупного центра.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти