Идентификатор
Эпитафия Лавдики; 130/131 г. н. э.; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, инв. № КЛ-641.
Название
Эпитафия Лавдики, матери (?) Аристида и Пантоника, сыновей Аффуса
Разновидность (характер)
Стела
Описание надписи
Надпись вырезана непосредственно под рельефом, почти без отступа, на месте уничтоженной более ранней; следы более древнего текста хорошо заметны в стк. 1-2. Стк. 1-4 равномерно заполняют эпиграфическое поле, в конце стк. 5 vacat, обусловленный тем, что резчик переместил цифровое обозначение года на следующую строку, хотя места в стк. 4 оставалось достаточно. Стк. 6, содержащая число, обозначающее год, и название месяца, написана с красной строки; стк. 7, содержащая поминальное слово, четко центрирована.
Критический аппарат
6. Видны верхушки отдельных букв.
Размеры
Высота 100,0 см; ширина 53,0-55,0 см; толщина 17,0 см.
Состояние носителя
Камень обломан сверху и снизу. Утрачена верхняя половина рельефа: женская фигура сбита несколько выше линии пояса, мужские фигура сбиты по линии пояса, у первой фигурки мальчика утрачена голов. Поверхность камня поцарапана, затерта; детали изображения различимы плохо.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Обстоятельства находки
Найдена при раскопках В. В. Шкорпила в апреле 1902 г., вместе с КБН 98 служила перекрытием могилы.
Обстоятельства находки (подробно)
Раскопки В.В. Шкорпила на Глинище, за 2-й Аджимушкайской ул. (совр. ул. Горького от кольца Гагарина до ул. Пошивалова), апрель 1902 г.; вместе с КБН 98 служила перекрытием могилы.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
КЛ-641
Издание / публикация
Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России (находки 1901-1903 гг.) // ИАК. 1904. Вып. 10. С. 81сл., № 94; 2. K-W 272, Taf. 18; КБН 656; БН III.2 180.
Библиография
Марти Ю.Ю. Позднеэллинистические надгробия Боспора как историко-культурный документ // СА. 1941. T. VII. C. 43; Иванова А.П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961. C. 139, рис. 85; Kreuz P.-A. Die Grabreliefs aus dem bosporanischen Reich. Leuven-Paris-Walpole, Ma, 2012. № 810, Abb. 85.
Состояние надписи
Практически полностью уничтожена строка 6 (видимо, в результате трения веревкой при транспортировке камня); отдельные буквы повреждены или уничтожены мелкими выбоинами и царапинами.
Дата составления описания
2022-10-02
Текст на языке оригинала
1. Ἀριστ̣εί̣δης καὶ Παν- τόνεικος Ἀφφοῦ- τος κ̣αὶ̣ Λαυδίκη μη- τρ̣ὸ̣ς μνήμης χ̣ά- 5. ρ̣ι̣ν ἐν τῷ ἔτει ζκυ´, vac. 1 litt. Πανήμου, χαῖρ̣ε
Перевод на русский
Аристид и Пантоник, сыновья Аффуса, и Лаодика матери памяти ради (поставили памятник) в 427 г. в (месяце) Панеме. Прощай.
Комментарий линвистический
2-3. Ἀφφοῦτος (nom. Ἀφφοῦς): Вариант имени Ἀπφοῦς; подробнее об этой группе имен см. Zgusta 1955 § 595. 3. Λαυδίκη = Λαοδίκη: Такое же написание этого имени в КБН 369; ср. также Κλευπάτρα (КБН 886, II в. н.э.), Λαυνίκας (КБН 741, IV в. н.э.). К чередованию αο/αυ см. Доватур А.И. Краткий очерк грамматики боспорских надписей // КБН. М.-Л., 1965. I. A, § 7; Threatte L. The Grammar of Attic Inscriptions. Vol. I. B., NY, 1980. P. 415 f.
Техническая дата
0130-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
427 г. боспорской эры
Обоснование датировки
Датировка по боспорской эре в тексте надписи.
Комментарий хронологический
Боспорская (она же понтийская или вифинская эра) – календарная эра, применявшаяся с 297 г. до н.э. в Вифинском, а позднее в Понтийском царстве. На Боспоре введена Митридатом Евпатором.
Комментарий исторический
Интерпретация эпитафии вызывает определенные затруднения. Если буквально следовать тексту, то получается, что стелу на могиле своей матери, имя которой опущено, поставили два сына и дочь Лавдика (Латышев, КБН). В противном случае можно предположить, что составитель эпитафии запутался в формулировках, и Лавдика – мать, которой сыновья поставили памятник (Ватцингер (K-W), LGPN IV). В пользу последнего предположения говорят необычность пропуска имени погребенного. Можно также привлечь в качестве аргумента рельеф, на котором изображена только одна женская фигура (не считая служанки) в окружении четырех мужских (два взрослых сына и два мальчика?), но, поскольку стела была использована вторично, рельеф может быть связан с уничтоженной более ранней эпитафией (Достаточно репрезентативную, хотя и далеко не полную подборку случаев несоответствия рельефа и надписи см.: Тохтасьев С.Р. Из ономастики Северного Причерноморья. XX // ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ: Антиковедческо-историографическийй сборник памяти Я. В. Доманского. СПб, 2007. С. 85). .Практика повторного использования надгробных памятников была очень распространена на Боспоре (подробнее см. Болтунова А.И. Неизданные надгробия в фондах Керченского и Херсонского музееев // НЭ. Т. 4. 1963. С. 100 сл.). Надгробная стела могла быть похищена с заброшенной могилы, либо переделана непосредственно в мастерской в случае, если заказчик не смог забрать или выкупить надгробие. Πανήμου: На Боспоре с позднеэллинистического времени был принят македонский календарь, вытеснивший принесенный из метрополии милетский. Месяц Πάνημος приходится на июнь-июль.
Комментарий палеографический
Высота букв: стк. 1-4: 3,5 -4,0 см, стк. 5-7: 2,5-3,0 см. Буквы удлиненных пропорций, в стк. 1-4 заметно крупнее, вырезаны более ровно и поставлены более ровно. Альфа в одних случаях с классической ломаной поперечной гастой, в других – с петлеобразной, подчас почти прямой. Боковые линии мю наклонны. Сигма лунарная. Эпсилон имеет форму строчной е (ϵ). Омега курсивная. В надписях, относящихся к периоду правления Котиса II, прослеживаются две очень отличающихся друг от друга манеры письма. Одна из них, характеризующаяся использованием курсивных букв, представлена помимо рассматриваемого текста также в эпитафии КБН 705. Судя по схожей небрежной манере исполнения и близости форм букв, а также типологии рельефа (мастерская «схематичных фигур», см. Матковская Т.А. Мастерские надгробного рельефа Европейского Боспора I в. до н.э. – II в. н.э. // СГМИИ. Вып. 10. 1992. С. 402 сл.), оба надгробия были созданы в одной и той же пантикапейской мастерской. Пантикапейская КБН 34 и найденная на Тамани КБН 1054, хотя и выполнены разными мастерами, демонстрируют приверженность к монументальному письму с буквами традиционных ангулярных очертаний, равными по размеру.