Литургикон; XV в.; РНБ, Греч. собр.(ф. 906), №560.

Категории

Рукописи греческого алфавита

Идентификатор
Литургикон; XV в.; РНБ, Греч. собр.(ф. 906), №560.
Название
Литургикон; XV в.; РНБ, Греч. собр.(ф. 906), №560.
Количество листов
93
Историческая справка
Рукопись принадлежала монастырю св. Иоанна Предтечи в Серрах в Македонии, которым была подарена в 1862 г. архимандриту Антонину (Капустину) (Отчет за 1899 г. С. 18). На л. I дарственная запись: 1862. Κωνστ/πλις. Ἡ κατὰ Σεῤῥᾶς τῆς Μακεδονίας ἱερὰ μονὴ τοῦ τιμίου Προδρόμου τὴν βίβλον ταύτην ἐδωρήσατο τῷ ὑψιλοσοφολογιωτάτῳ ἁγίῳ τῆς ἐν Κωνσταντινοπόλει Ῥωσσικῆς πρεσβείας κῦρ Ἀντωνίνῳ ἀρχιμανδρίτῃ Σιβιρίας, κατὰ 8βριον (издание: Fonkič. P. 269). В 1898 г. приобретена Императорской публичной библиотекой в составе коллекции Антонина (Капустина) (Отчет за 1899 г. С. 6–7). Датировка неоднозначна: XV в. (Отчет за 1899 г.). XVI в. (Fonkič. P. 269) или вторая половина XV в. (Греческие рукописи. С. 66). л. I – дарственная надпись; л. 1r. Последование литургии свт. Иоанна Златоуста (ἡ θεία λειτουργία τοῦ ἐν ἁγ(ιοις) πατρὸς ἡμῶν Ἰωάννου ἀρχιεπισκόπου κωνσταντινουπόλεος (sic) τοῦ χρυσοστόμου. Ἀρχὴ σὺν Θεῷ τὸν διακονικὸν): диатаксис Филофея с включением молитв литургии (Εὐχολόγιον τὸ μέγα... Ἐν Ῥώμῃ, 1873, 29. Далее: ER) – облачение, протезис (вторая просфора в честь Богородицы полагается слева: τίθησην αὐτὴν ἐν τῷ δεξιῷ μέρει τοῦ ἄρτου ἤγουν εἰς τὸ μέρος τῆς ἀριστερᾶς χειρὸς; на третьей просфоре вынимается одна частица, перечень святых отличается от печатных изданий; количество просфор: семь, после седьмой просфоры указано, что священник отдает копье диакону, который также вынимает частицы из [8-й!] просфоры, этот текст зачеркнут более поздней рукой); л 11r – Молитва приложения Ὁ Θεὸς ὁ Θεὸς ἡμων ὁ τὼν οὐράνιον ἄρτον (ER 42), отпуст проскомидии, каждение храма, обряд кейроса, отпуст часов. л. 14r – начало Литургии свт. Иоанна Златоуста (ER 42). На возгласе «Станем добре» священник складывает воздух, произнося трисвятое. Указаний на «Приимите, ядите» и «Твоя от Твоих» нет, тропарь третьего часа отсутствует. Оставлены по полулиста для диптихов об усопших и живых. л. 51v – Заамвонная молитва Ὁ Εὐλογῶν τοὺς εὐλογοῦντας (ER 76); л. 52v – Молитва скевофилакии Τὸ πλήρωμα τοῦ νόμου (ER 77); л. 54r – колофон τρόμα δέδωκεν ἡ χάρις τοῦ Κυρίου σῶσον με παντε πόπτα τὸν ἀλλέξιον πάντων. Μνησκουμοιθειτα ἐντελοῦς Μανουήλου. л. 13r – Литургия свт. Василия Великого (ἡ θεία λειτουργία τοῦ ἐν ἁγ(ιοῖς) πατρὸͺ ἡμῶν βασιλεῖου τοῦ μεγάλου). Начинается с молитвы Ὁ Θεὸς ὁ Θεὸς ἡμων ὁ τὼν οὐράνιον ἄρτον (ER 42), далее текст литургии с начального возгласа. На анафоре текст третьего часа отсутствует, благословение даров тройное, с последней формулой τὸ ἐκχυθὲν ὑπὲρ τῆς τοῦ κόσμου ζωῆς (ER 93). Также оставлены по полулиста для поминовение имен усопших и живых. л. 90r – заамвонная молитва Ὁ Εὐλογῶν τοὺς εὐλογοῦντας (ER 103); л. 91r – молитва скевофилакии Ἤνυσται καὶ τετέλεσται (ER 104); л. 91v – декоративная запись τέλος τῆς θείας καὶ ἱερὰς λειτουγίας τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν βασιλείου τοῦ μεγάλου.
Сохранность
Состояние удовлетворительное (защитные листы поедены жучком, книжный блок почти не пострадал).
Шифр
Греч. собр.(ф. 906), №560
Место хранения и шифр
Российская национальная библиотека, Греч. собр.(ф. 906), №560
Размеры
235 x 165 мм
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Отчет Императорской публичной библиотеки за 1899 г. СПб, 1903. С. 18, № 24. Fonkič, Boris L. Les manuscrits grecs d'Antonin Kapustin // Scriptorium. T. 38. No. 2.1984. P. 254–271, à p. 269 (no. 68). Larin Vassa. The Byzantine Hierarchal Divine Liturgy in Arsenij Suxanov’s Proskinitarij (Orientalia Christiana Analecta; 286). Roma, 2010. P. 266. Греческие рукописи III – XX вв. Каталог выставки 27 октября – 10 ноября 2006 г. СПб, 2006. С. 66. Лебедева С. 190.
Техническая дата
1401-01-01
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти