Качи-Кальон. Надгробие Анфима, 1407–1408 гг.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Качи-Кальон. Надгробие Анфима, 1407–1408 гг.
Название
Надгробие Анфима
Разновидность (характер)
Надпись на стене
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Размеры
Высота 28,0; ширина 26,0.
Состояние носителя
Поверхность в сильных осыпях.
Стиль / тип письма
Дипинто
Обстоятельства находки (подробно)
1933 гг., обследования Н.И. Репникова. Место обнаружения: третий грот, полупещерный храм, северная стена, восточная часть, рядом с алтарной преградой.
Издание / публикация
IOSPE3 V 161.
Библиография
Виноградов, Гайдуков, Желтов 2005 1. Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская археология. – М, 2005, № 1. – с. 72–80. 2. Репников Н.И. Городище Качи-Кальон // Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931-1933 гг. /под ред С.Д. Димитрова - Москва, Ленинград, 1935.
Состояние надписи
В настоящий момент читается с большим трудом, утрачены многие фрагменты. Сказывается разрушение поверхности.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-13
Текст на языке оригинала
[Ἐκοιμ]ήθι ὁ [δοῦλος] τοῦ θ(εο)ῦ [μηνὶ ---]- ου [εἰς τὰ] 5κ̣θ´, [ἔτ]ο[υς] ͵[ς]Ϡις´.
Перевод на русский
[Поч]ил [раб] Божий Анф[им] 29-го …, в [6]916 году.
Комментарий линвистический
1. Данная формула встречается уже в раннехристианских надписях (например, ICUR 3978, 10612, 11711; Wessel K. … // Lexikon des Mittelalters. Tl. 4, 1989, № 883; IGLS 733; Ricci S. Inscriptions grecques et coptes // Annales du Musee Guimet – Paris, 1902, № 30. № 2, 4) и продолжает существовать в средневизантийский период (например, Malay H. Greek and Latin Inscriptions in the Manisa Museum//Ergänzungsbände zu den TAM. - Vienna, 1994, T. 19. – 192 p. (IX–X вв.). В Северном Причерноморье в таком кратком виде она известна только в IOSPE3 V 69 из Херсона (X–XII в.) В Северном Причерноморье данная формула засвидетельствована в основном в варианте Ἐκοιμήθη ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ (единственное возможное исключение — IOSPE3 V 215), известном и в ранневизантийскую эпоху (например, I.Iznik 574), но распространенном в основном с конца X в. (например, Guillou A. Recueil des inscriptions grecques médiévales d’Italie. - Roma, 1996., № 146 (Бари, 1075 г.); Grégoire H. Inscriptions historiques byzantines // Byzantion. Revue internationale des études byzantines. – Bruxelles, 1929., № 327 (Тиатира, 1006 г.); IdC 95 (X–XI вв.), 96 (1052 г.); IGLS 810 (Антиохия, 1063 г.), 814 (Антиохия, 1042 г.)). Надписи Северного Причерноморья с этой формулой распадаются на две хронологические группы: X–XI вв.: IOSPE3 V 67 из Херсона, V 122 из Басмана, V 319 из Воспора и, вероятно, V 70 из Херсона и V 322 неизвестного происхождения, и сер. — 2-я пол. XIV в.: IOSPE3 V 232 (Ай-Василь), V 260 (Феодосия), V 320 (Воспор) и V 340 (Таманский полуостров) и, вероятно, V 235, V 256, V 318. Наконец, эта последняя формула становится господствующей в Горном Крыму в XIII–XV вв. Она встречается в деревнях Высокое (IOSPE3 V 123, V 125, V 126, V 127, V 128, V 129, V 130, V 131), Голубинка (IOSPE3 V 135, V 136, V 137, 133), Красный Мак (V 165), Кудрино (V 167, V 169), Лаки (IOSPE3 V 140, V 141, V 142, V 143, V 144, V 145), Мариамполь (V 197), а также на Мангупе (V 189), Качи-Кальоне (IOSPE3 V 162, V 163, V 164), Сюреньской крепости (V 200), Тепе-Кермене (V 205), Черкес-Кермене (V 210, V 211, V 212) и Эски-Кермене (V 224), в Инкермане (V 151, V 159), а также в надписях неизвестного происхождения (IOSPE3 V 124, V 146, V 229, V 228) и в Щебетовке (V 262) в Юго-Восточном Крыму. 3. Имя Анфим встречается в христианской эпиграфике 6 раз (согласно PHI7 Database), из них 5 — в Малой Азии.
Техническая дата
1407-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
1407–1408 гг.
Дата создания, от
1407
Дата создания, до
1408
Обоснование датировки
Указания надписи.
Век
XV в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Дипинто, белая краска на сером фоне; поздний минускул.
Комментарий исторический
Учитывая почетное место погребения в маленьком пространстве храма, кажется вполне возможным, что храм был устроен в связи с этим погребением (ср. V 151); кроме того, одинаково по технике с надписью выполнена и роспись на западной стене. О контексте находки см. Репников Н.И. Городище Качи-Кальон // Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931-1933 гг. /под ред С.Д. Димитрова - Москва, Ленинград, 1935.- C. 108 Дате надписи не противоречит и литургическое устройство храма (Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская археология. – М, 2005, № 1. – с. 75).
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти