Лаки. Надгробие Феодорициса и Хатая, 1301 г. Центральный музей Тавриды, инв. А-21942.
Категории
Средневековая греческая эпиграфика
Идентификатор
Лаки. Надгробие Феодорициса и Хатая, 1301 г. Центральный музей Тавриды, инв. А-21942.
Название
Надгробие Феодорициса и Хатая, 1301 г.
Разновидность (характер)
Стела
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Критический аппарат
2: Χατὰ ἡ σύ(ζυγος) Latyshev 3-4: ΠΛΑΠΑΝΤΟΥΤΖΟΤΑΓΑΙ Latyshev 4: μηνὸς Α(ὐγου)στ(ου) α´ Latyshev 5: ςωο´ Latyshev
Размеры
Высота 83,0; ширина 36,0; толщина неизвестна.
Язык
Состояние носителя
Разбит на 2 части при перевозке в Симферополь; в настоящее время нижняя часть утрачена.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
Лето 1898 г., обследования А.Л. Бертье-Делагарда. Место обнаружения: лес, кладбище.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма, II// Записки Одесского Общества Истории и Древностей. – Одесса, 1898, № 21 - с. 233-235, № 64в. 2. IOSPE3 V 141.
Библиография
Отметим, что один брат носит греческое имя, а другой — тюркское. Тюркское имя Чогатай известно в Крыму в форме Scacatai у Гийома де Рубрука: так звали татарского «князя Газарии» в 1253 г. (Pelliot P. Histoire secrète des Mongols. Restitution du texte mongol et traduction française des chapitres I à VI //Œuvres posthumes de Paul Pelliot. – Paris, 1949, V. 1., p. 47, n. 2). Судя по разнице в 48 лет между 1253 г. и 1301 — годом нашей надписи, герой Рубрука вполне мог быть дедом Феодорициса и Хатая. Если это так, то, во-первых, погребенные на Лакском кладбище имели знатное происхождение (в пользу этого говорит и высокий уровень исполнения надписи), а, во-вторых, оказывается, что внуки Чогатая были христианами.
Состояние надписи
Надпись пострадала и несколько деградировала. Тета в числе года четко читается на архивной фотографии.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-11