Пантикапей. Надгробие Агораста, IV в.; Керченский историко-культурный заповедник, инв №. КЛ–1143.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Пантикапей. Надгробие Агораста, IV в.; Керченский историко-культурный заповедник, инв №. КЛ–1143.
Название
Надгробие Агораста, IV в.
Разновидность (характер)
Стела
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Размеры
Высота 56,0; ширина 33,0; толщина 7,0-15,0.
Состояние носителя
Обломан левый верхний угол, сколы по поверхности.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Обстоятельства находки (подробно)
4 мая 1897 г., случайная находка. Место обнаружения: Глинище, сад К. Верле.
Издание / публикация
1. Шкорпил В.В. Боспорские надписи, приобретенные Мелек-Чесменским музеем в 1897 г. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Одесса, 1898, № 21, - С. 209–210, № 19 2. Диатроптов П.Д., Емец И. А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. - М., 1995, № 2. – с. 7-40. № 5. 3. IOSPE3 V 267.
Библиография
1. Шкорпил В.В. Боспорские надписи, приобретенные Мелек-Чесменским музеем в 1897 г. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Одесса, 1898, № 21, - С. 192-210. 2. Feissel D. Recueil des inscriptions chrétiennes de Macédoine du IIIe au VIe siècle // Bulletin de correspondance hellénique – Paris, Athenes, 1983, Supplément 8, 1983, - p. 237-245. 3. Guarducci M. Epigrafia Greca IV, 411, 415, 445, 452, 512, 525.
Состояние надписи
Судя по фотографии, текст едва читается, многие буквы не виды.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-17
Текст на языке оригинала
+ Ἐνθάδε κατάκιται Ἀγόραστος Λούου +
Перевод на русский
Здесь лежит Агораст, сын Луя.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания, от
300
Дата создания, до
399
Обоснование датировки
Палеография, археологический контекст.
Век
IV в. до н.э.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Лапидарный; Альфа с наклонной перекладиной, дельта и лямбда с удлиненной вверх правой гастой, эпсилон и сигма прямоугольные, каппа с удлиненной вертикалью, омикрон маленький, ромбовидный.
Комментарий исторический
Надпись найдена вместе с IOSPE3 V 280 и V 281, а также иудейским надгробием Симона (Шкорпил В.В. Боспорские надписи, приобретенные Мелек-Чесменским музеем в 1897 г. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Одесса, 1898, № 21, - С.210, № 20). 1–2. Ἐνθάδε κατάκειται Формула Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα более редок и встречается лишь в V 268) κατάκειται берет свое начало еще в поздней античности и встречается на языческих надгробиях, но особое и повсеместное распространение получает в христианской эпиграфике в ранне- и средневизантийский период . В Северном Причерноморье эта формула оказывается одной из самых частых: для ранневизантийского времени она засвидетельствована в Херсоне (IOSPE3 V 72; для V 73, V 74, V 75 точная ее форма неизвестна), на европейском (IOSPE3 V 267, V 268, V 269, V 270, V 271, V 272, V 273, V 274, V 275, V 276, V 277, V 278, V 279, V 280, V 281, V 282, V 283, V 284, V 285, V 286) и азиатском (V 332) Боспоре. Затем она полностью исчезает. Характерно, что формула выдерживается всегда очень строго, не давая вариантов типа Ἔνθα κεῖται (см., например, Guarducci, EG IV, 411, 415, 445, 452, 512, 525). Вторым, не менее распространенным в византийском Северном Причерноморье вариантом этой формулы является выражение Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα встречается лишь в IOSPE V 72) κατάκειται ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ. Для ранневизантийского времени оно засвидетельствовано в Херсоне (V 71) и Пантикапее (IOSPE3 V 287, V 288, V 289, V 290, V 190, V 292, V 293, V 294), а для средневизантийского — в Воспоре (V 316, 767 г.; V 315, 819 г.) и на Кубани (V 336, 912 г.). Где-то в X в. оба этих варианта уступают место новой формуле Ἐκοιμήθη ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ, но не исчезают окончательно: свидетельство тому — IOSPE3 V 234 (Алушта, 1291–1392 гг., V 335 (Тамань) и, возможно, V 242 (Партенит, 1471 г.). 3. Среди христианских имен встречается лишь женское имя Агораста (Feissel D. Recueil des inscriptions chrétiennes de Macédoine du IIIe au VIe siècle // Bulletin de correspondance hellénique – Paris, Athenes, № 13 (V–VI вв.). Мужское же имя Агораст (равно как и Агораста) засвидетельствовано только в античности в писидийском Термессе (34 раза в ТАМ III); за пределами Термесса имя Агораста встречается только один раз — в Ликии (TAM II 990). Поэтому можно предположить, что боспорский Агораст и ликийская и македонская Агораста происходят из Термесса. 4. Имя Луй нигде не засвидетельствовано, хотя этимология его прозрачна. Патронимики в раннехристианских надписях Боспора встречаются не часто — всего 4 раза. По мнению Шкорпила, шрифт надписи близок к IOSPE3 V 276, V 280, V 281. Действительно, палеографически (и отчасти археологически) они образуют некое единство. Учитывая находку на том же кладбище иудейского надгробия Симона, можно предположить, что все они относятся к IV в.
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти