1910 г., случайная находка. Место обнаружения: монастырская балка, рядом с пещерой Данильча-Коба (?).
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Новые христианские греческие надписи из Крыма // ИТУАК. – Симферополь, 1918. – № 54. – C. 42–44, № 12. 2. Виноградов А.Ю. Строительные надписи византийского Крыма. Addenda et corrigenda // Вопросы эпиграфики – М., 2011. – № 4. – С. 236–239, № 11. 3. IOSPE3 V 170.
Библиография
Мыц В. Л. О пребывании «черкесов» в Крыму // Проблемы истории Крыма: Тез. докл. конф. – Симферополь, 1991. – С. 81–82. Пиоро И.С. Крымская Готия. – Киев, 1990. – С. 63–65.
Состояние надписи
Часть надписи утрачена, сохранившаяся – повреждена выщербинами.
Вс[ю] эту святую [церковь воздвиг (?)] худейший Нил [при содействии (?)] благочестивых жите[лей] богохранимого гор[ода До]роса (?) 1 июня, в 1-й индикт, в [ ... . году].
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
X в.
Дата создания, от
900
Дата создания, до
999
Обоснование датировки
Палеография.
Комментарий хронологический
6. Cокращение μ(ηνί) из всех надписей Северного Причерноморья стоит ближе всего (но не идентично) к IOSPE3 V 71 (V–VI вв.), а сокращение для слова «индикт» — к IOSPE3 V 103 (IX–X вв.). Кроме типа сокращений, второй основой для датировки надписи является ее палеография. Альфа с ломаной перекладиной в датированных надписях Крыма последний раз встречается в IOSPE3 V 66 (915 г.). С другой стороны, йота с диерезой встречается в Крыму лишь начиная с Х в. (ср. IOSPE3 V 89), и равным образом для этого времени характерна суженная тета (ср. IOSPE3 V 172), так что данная надпись также относится скорее к Х в. Точной археологической датировки храм у Данильча-Кобы не имеет: оттуда происходят находки как VII–IX, так и XIII–XV вв. (см. Мыц В. Л. О пребывании «черкесов» в Крыму // Проблемы истории Крыма: Тез. докл. конф. Симферополь, 1991. С. 81–82).
Свободная нижняя часть плиты, вмурованной в стену, использовалась для нанесения граффити. 1–2. Надпись относится, по-видимому, к храму перед пещерой Данильча-Коба. 4–6. Одним из важнейших вопросов надписи является восстановление имени города в 5–6-й строках. Для предложенного Латышевым восстановления «Феодоро», которое поддерживается также эпитетом «богохранимый» (см. IOSPE3 V 175), не хватает, однако, места: ширина надписи уверенно реконструируется по 4-й строке. Кроме того, Феодоро появляется в источниках не ранее рубежа XIII–XIV вв. (см. комм. к IOSPE3 V 175 и V 176), так что ввиду вышеупомянутой причины, а также датировки надписи (см. ниже) более логично реконструировать здесь имя «Дорос», известное в VII–IX вв. (см. Пиоро И.С. Крымская Готия. Киев, 1990. С. 63–65).
Комментарий палеографический
Буквы в строках 1–2 немного крупнее. Альфа с ломаной перекладиной, альфа (местами) и лямбда со слегка удлиненной вверх правой гастой, тета местами с удлиненной перекладиной, йота местами укороченная и местами с диерезой, ипсилон У-и V-образный. Лигатура омикрон-ипсилон. Нерегулярные ударения.