1793–1794 гг., обследования Ф.К. Маршала фон Биберштейна.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России (находки в 1903-1905 гг.)// Известия Императорской Археологической Комиссии. – СПб. 1905 № 14. - С. 132–133. 2. Скржинская Е.Ч. Греческая надпись из Тьмуторокани //Византийский временник. – М., 1961, № 18. – С.74-84. 3. IOSPE3 V 340.
Библиография
1. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России (находки в 1903-1905 гг.)// Известия Императорской Археологической Комиссии. – СПб. 1905 № 14. - С. 132–133. 2. Скржинская Е.Ч. Греческая надпись из Тьмуторокани //Византийский временник. – М., 1961, № 18. – С.74-84. 3. Тункина И.В. Археолого-эпиграфические исследования Ф.К. Маршала фон Биберштейна в Восточном Крыму и на Кавказе в конце XVIII в. по неизданным архивным документам // Человек и древности: Памяти Александра Александровича Формозова (1928–2009). – М., 2010, С. 588-610.
Попытки локализации места находки и, соответственно, монастыря представляются маловероятными. Уже первоиздатель отметил, что памятник был вмонтирован в стену, вероятно, церкви, над местом захоронения Иоанникия (ср. комм. к IOSPE3 V 336), причем вполне возможно, что был использован античный материал. Христианское имя Иоанникий в Северном Причерноморье более не зафиксировано, но было популярно в среде византийского монашества.
Комментарий палеографический
Шрифт лапидарный, слегка маньеризованный, буквы апицированные. Альфа с петлей и верхней перекладиной, дельта с удлиненной влево правой гастой, мю с Y-образной серединой и наклонными крайними гастами, ню со ступенчатой перекладиной, ипсилон V-образный, омега прямоугольная. Лигатуры омикрон-ипсилон, ню-эта; знаки сокращения, надстрочные буквы, титла. К надписи Иоанникия по времени, облику и формуле ближе всего стоит IOSPE3 V 319, отличная, однако, по палеографии. В остальном же почти все аспекты надписи рассмотрены в статье Скржинской.
Комментарий терминологический
1–2. Добавление эпитета типа «строитель, ктитор» через оборот «он же и …» (ὁ καὶ ...) засвидетельствовано в надписи из Болгарии (Beševliev, V. Spätgriechische und spätlateinische Inschriften aus Bulgarien. - Berlin. 1964., № 213 (XIII–XIV вв.) — τοῦ καὶ κτήτορος (ср. V 243)). Термин «ойкодом» известен в милетском христианском посвящении (Milet VI 974) и обозначает в нашем случае, несомненно, строителя в значении основателя монастыря (ср. подобное надгробие строителя из Эфеса (Grégoire H. Inscriptions historiques byzantines // Byzantion. Revue internationale des études byzantines. – Bruxelles, 1929., № 333.5=I.Eph 3319)), но не монастырского зодчего, как полагает Скржинская. Все догадки последней о возможной связи Иоанникия, как архитектора, с русским игуменом Никоном, основавшим монастырь близ Тьмутаракани (Скржинская Е.Ч. Греческая надпись из Тьмуторокани //Византийский временник. – М., 1961, № 18.,С. 80), поэтому отпадают.