Пантикапей. Надгробие Ванфарикса (?), IV в.; Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–522.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Пантикапей. Надгробие Ванфарикса (?), IV в.; Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–522.
Название
Надгробие Ванфарикса
Разновидность (характер)
Плита из известняка
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Размеры
Высота 50,0; ширина 49,0; толщина 19,0.
Состояние носителя
Сколы снизу и на лицевой стороне.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Обстоятельства находки (подробно)
12 марта 1904 г., случайная находка. Место обнаружения: гора Митридат, северный склон, 1-я Эспланадная ул. (бывш. Эспланадная), д. 3, двор Я. Шаманова, склеп.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России (находки в 1903-1905 гг.) // Известия Императорской Археологической Комиссии. – СПб, 1905, № 14, С. 131–132, № 53. 2. IOSPE3 V 272.
Библиография
1. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России (находки в 1903-1905 гг.) // Известия Императорской Археологической Комиссии. – СПб, 1905, № 14, С. 131–132, № 53. 2. Виноградов А. Ю., Коробов М. И. О времени и обстоятельствах христианизации готов Боспора и Дори // Древности Кубани. Выпуск, посвященный 60-летию одного из ведущих исследователей древней и средневековой истории Северо-Западного Кавказа, археолога Алексея Васильевича Пьянкова. Вып. 23. Ростов-на-Дону, 2018. С. 41-48. 3. Vinogradov A., Korobov M. The early Christian history of the Black Sea Goths in the light of new Gothic inscriptions from Crimea // Byzantion: Revue Internationale des Etudes Byzantines. 2019. Vol. 89. P. 497-512. 4. Vinogradov A., Korobov M. Christian Identity of the Crimean Goths // Amsterdamer Beiträge zur älteren Germanistik / Ed. by A. Vinogradov, M. Korobov. Vol. 80. Issue 1-2. Leiden : Koninklijke Brill NV, 2020. P. 170-192.
Состояние надписи
Сохранность удовлетворительная.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-17
Текст на языке оригинала
Ἐνθάδε κατ(άκειτ)ε Βαν- φαρηξ̣ (resp. Βανφα ῥῆξ). Χρο͂͂ (?).
Перевод на русский
Здесь лежит Ванфарикс (или Ванфа царь). Пользуюсь (?).
Комментарий линвистический
1-2. Ἐνθάδε κατάκειται Формула Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα более редок и встречается лишь в V 268) κατάκειται берет свое начало еще в поздней античности и встречается на языческих надгробиях, но особое и повсеместное распространение получает в христианской эпиграфике в ранне- и средневизантийский период . В Северном Причерноморье эта формула оказывается одной из самых частых: для ранневизантийского времени она засвидетельствована в Херсоне (IOSPE3 V 72; для V 73, V 74, V 75 точная ее форма неизвестна), на европейском (IOSPE3 V 267, V 268, V 269, V 270, V 271, V 272, V 273, V 274, V 275, V 276, V 277, V 278, V 279, V 280, V 281, V 282, V 283, V 284, V 285, V 286) и азиатском (V 332) Боспоре. Затем она полностью исчезает. Характерно, что формула выдерживается всегда очень строго, не давая вариантов типа Ἔνθα κεῖται (см., например, Guarducci, EG IV, 411, 415, 445, 452, 512, 525). Вторым, не менее распространенным в византийском Северном Причерноморье вариантом этой формулы является выражение Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα встречается лишь в IOSPE V 72) κατάκειται ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ. Для ранневизантийского времени оно засвидетельствовано в Херсоне (V 71) и Пантикапее (IOSPE3 V 287, V 288, V 289, V 290, V 190, V 292, V 293, V 294), а для средневизантийского — в Воспоре (V 316, 767 г.; V 315, 819 г.) и на Кубани (V 336, 912 г.). Где-то в X в. оба этих варианта уступают место новой формуле Ἐκοιμήθη ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ, но не исчезают окончательно: свидетельство тому — IOSPE3 V 234 (Алушта, 1291–1392 гг., V 335 (Тамань) и, возможно, V 242 (Партенит, 1471 г.). Такое же сокращение ΚAΤΕ см. в IOSPE3 V 276. 4. Хорошо читающиеся буквы ΧΡΟ после негреческого имени покойного неизвестны в качестве сокращения и, как кажется, могут представлять собой только усеченный вариант известной в т.ч. и на надгробиях ранневизантийской формулы εὐτυχῶς χρῶ (Feissel 1983, № 112; SEG 29.1616); встречаются также варианты ὑγιαίνων χρῶ (IGLS II 370) и αἰωνίᾳ ζωῇ χρῶ (Feissel D. Recueil des inscriptions chrétiennes de Macédoine du IIIe au VIe siècle // Bulletin de correspondance hellénique – Paris, Athenes, 1983, № 114) — в последнем случае засвидетельствовано ее написание через омикрон.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания, от
300
Дата создания, до
399
Обоснование датировки
Палеография.
Век
IV в. до н.э.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Шрифт лапидарный; буквы прокрашены охрой. Альфа с наклонной перекладиной, дельта треугольная, D-образная, эпсилон и сигма прямоугольные, фи в форме круга.
Комментарий исторический
Камень служил подпоркой плиты, закрывавшей вход в катакомбу. По всей видимости, надпись на нем относится к погребенному в склепе. Вероятно готское происхождение имени покойного — от Wamba или Wamba-reiks (см.: Виноградов А. Ю., Коробов М. И. О времени и обстоятельствах христианизации готов Боспора и Дори // Древности Кубани. Выпуск, посвященный 60-летию одного из ведущих исследователей древней и средневековой истории Северо-Западного Кавказа, археолога Алексея Васильевича Пьянкова. Вып. 23. Ростов-на-Дону, 2018. С. 41-48; Vinogradov A., Korobov M. The early Christian history of the Black Sea Goths in the light of new Gothic inscriptions from Crimea // Byzantion: Revue Internationale des Etudes Byzantines. 2019. Vol. 89. P. 497-512; Vinogradov A., Korobov M. Christian Identity of the Crimean Goths // Amsterdamer Beiträge zur älteren Germanistik / Ed. by A. Vinogradov, M. Korobov. Vol. 80. Issue 1-2. Leiden : Koninklijke Brill NV, 2020. P. 170-192).
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти