23 января 1903 г., случайная находка. Место обнаружения: Глинище, Братская ул. (совр. Фрунзе), д. 17, двор вдовы А. Бондаренко.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Эпиграфические находки 1901–1903 годов // ИАК. – СПб., 1904. – № 10. – С. 86, № 100. 2. Диатроптов, П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. – М., 1995. – № 2. – № 8. 3. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. – Bordeaux, 2007. – Р. 261, № 8. 4. IOSPE3 V 264.
3–4. Латышев считал, что слово «христианин» свидетельствует об официальном признании христианства во время составления надписи. На деле, эта формула распространена именно в III–IV вв., когда такая самоидентификация была более всего актуальна: см., напр., Feissel D. Chroniques d'épigraphie byzantine 1987-2004. Paris, 2006. № 123 (IV? в.); Beševliev V. Spätgriechische und spätlateinische Inschriften aus Bulgarien. – Berlin, 1964. – № 36 (IV в.), 220b (III–IV в.); IGLS 598 (369 г.); Asdracha C. Inscriptions protobyzantines et byzantines de la Thrace orientale et de l'île d'Imbros (IIIe–XVe siècles). Athens, 2003. № 118 (II–III вв.), 130–131, 165, 196.
Форма камня весьма своеобразна: с одной стороны, навершие в форме креста сближает его с надгробными крестами IOSPE3 V 275, V 285, V 287, а с другой, он имеет еще нехарактерную для христианских форму античной высокой и узкой стелы, как и другая ранняя (IV в.) и выделяющаяся среди остальных IOSPE3 V 283.
Комментарий палеографический
Буквы, кресты и линии рамки прокрашены охрой. Альфа с ломаной перекладиной, дельта с удлиненной вверх правой гастой.
Комментарий терминологический
3–4. Относительно эпитета «христианин» в надписях см. Leclercq H. Chrétien // DACL. – Т. 3. – Col. 1470-1478. Обозначение «христианин» было распространено также в эпиграфической традиции фригийских монтанистов (см. Gibson E. The "Christians for Christians" Inscriptions of Phrygia. Harvard, 1978. (Harvard Theological Studies. T. 32)), однако других оснований считать боспорского Арсакия монтанистом нет, да и имя Арсакий во Фригии не зафиксировано.