Надгробие Арсакия, III–IV вв. Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–1174.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Надгробие Арсакия, III–IV вв. Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–1174.
Название
Надгробие Арсакия
Разновидность (характер)
Стела
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Размеры
Высота 97,0 см; ширина 29,5 см; толщина 14,0.
Состояние носителя
Расколота на 4 части в районе перекрестия.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
23 января 1903 г., случайная находка. Место обнаружения: Глинище, Братская ул. (совр. Фрунзе), д. 17, двор вдовы А. Бондаренко.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Эпиграфические находки 1901–1903 годов // ИАК. – СПб., 1904. – № 10. – С. 86, № 100. 2. Диатроптов, П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. – М., 1995. – № 2. – № 8. 3. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. – Bordeaux, 2007. – Р. 261, № 8. 4. IOSPE3 V 264.
Состояние надписи
Сохранность хорошая.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2022-11-22
Текст на языке оригинала
+ Ἐνθάδε κατάκιττε Ἀρσάκις χρισ- τιανός.
Перевод на русский
Здесь лежит Арсакий христианин.
Комментарий линвистический
1–2. Относительно формулы см. IOSPE3 IV.3.F.d.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
III–IV вв.
Дата создания, от
200
Дата создания, до
399
Обоснование датировки
Формула.
Комментарий хронологический
3–4. Латышев считал, что слово «христианин» свидетельствует об официальном признании христианства во время составления надписи. На деле, эта формула распространена именно в III–IV вв., когда такая самоидентификация была более всего актуальна: см., напр., Feissel D. Chroniques d'épigraphie byzantine 1987-2004. Paris, 2006. № 123 (IV? в.); Beševliev V. Spätgriechische und spätlateinische Inschriften aus Bulgarien. – Berlin, 1964. – № 36 (IV в.), 220b (III–IV в.); IGLS 598 (369 г.); Asdracha C. Inscriptions protobyzantines et byzantines de la Thrace orientale et de l'île d'Imbros (IIIe–XVe siècles). Athens, 2003. № 118 (II–III вв.), 130–131, 165, 196.
Век
III–IV вв.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Буквы, кресты и линии рамки прокрашены охрой. Альфа с ломаной перекладиной, дельта с удлиненной вверх правой гастой.
Комментарий исторический
Форма камня весьма своеобразна: с одной стороны, навершие в форме креста сближает его с надгробными крестами IOSPE3 V 275, V 285, V 287, а с другой, он имеет еще нехарактерную для христианских форму античной высокой и узкой стелы, как и другая ранняя (IV в.) и выделяющаяся среди остальных IOSPE3 V 283.
Комментарий терминологический
3–4. Относительно эпитета «христианин» в надписях см. Leclercq H. Chrétien // DACL. – Т. 3. – Col. 1470-1478. Обозначение «христианин» было распространено также в эпиграфической традиции фригийских монтанистов (см. Gibson E. The "Christians for Christians" Inscriptions of Phrygia. Harvard, 1978. (Harvard Theological Studies. T. 32)), однако других оснований считать боспорского Арсакия монтанистом нет, да и имя Арсакий во Фригии не зафиксировано.
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти