Воспор. Надгробие Елены и Тамгана, 819 г.; Феодосийский музей древностей, инв. № А–31 Л–311.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Воспор. Надгробие Елены и Тамгана, 819 г.; Феодосийский музей древностей, инв. № А–31 Л–311.
Название
Надгробие Елены и Тамгана
Разновидность (характер)
Колонна
Тип/Жанр
Надгробная надпись
Критический аппарат
7: Ταγμαν Waxel, Clarke, Kirchhof
Размеры
Высота 149,0; диаметр ca. 45,0.
Состояние носителя
Обломана сверху, поверхность выветрена.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Обстоятельства находки (подробно)
1799 г., обследования П.И. Сумарокова. Место обнаружения: главная мечеть, галерея.
Издание / публикация
1. Waxel L. Recueil de quelques antiquités trouvées sur les bords de la mer Noire. - Berlin, 1803. – p. 11, № 22 2. Clarke E.D. Travels in Various Countries of Europe, Asia and Africa: Russia, Tartary, and Turkey. - Paris, 1815, V. 1. – p. 457 3. Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым в 1836 г. // Журнал Министрества Народного Просвещения. – СПб, 1837, март. – С. 672–673. 4. Кеппен П. Крымский сборник. – СПб., 1837. – С. 70. 5. Латышев В. В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini) – СПб, 1896. – С. 82-84. 6. Виноградов, А.Ю. К вопросу о датировке росписей пещерных храмов "Успения" и "Донаторов" в Крыму // Вопросы эпиграфики. – М., 2008, № 2. – С. 124-133. 7. IOSPE3 V 315.
Библиография
1. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях Юга России (XVIII-сер. XIX в). - Санкт-Петербург, 2002, с. 214, прим. 133 2. Сумароков П. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г. Москва, 1800. 3. Stylianou A., Stylianou J. Donors and dedicatory inscriptions, supplicants and supplications in the painted churches of Cyprus // Jahrbuch der Österreichischer Byzantinistik. – Vienna, 1960, c. 97–128. 4. Виноградов А.Ю. Первый эпиграфист, «год от Адама» и воспорский Апостолейон. История феодосийской колонны // Образ Византии. Сборник статей в честь О.С. Поповой. - М., 2008, с. 67-72 5. Петрова Э.Б. Античная Феодосия. – Симферополь, 2000. 6. Латышев В. В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini) – СПб, 1896. – С. 7–15, № 7 7. Feissel D. Recueil des inscriptions chrétiennes de Macédoine du IIIe au VIe siècle // Bulletin de correspondance hellénique – Paris, Athenes, 1983, Supplément 8, 1983, - p. 237-245. 8. Guarducci M. Epigrafia Greca IV, 411, 415, 445, 452, 512, 525.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-20
Текст на языке оригинала
Ἐνθάδε κατάκη- τε ἡ δούλη τοῦ θ(εο)ῦ Ἑλένη μοναχή. Ἐτε- λιώθη μηνὴ Μαΐου 5 ια´, ἡμέρᾳ δ´, ὥρᾳ α´. Ἐτελειώθη ὁ δοῦλος τοῦ θ(εο)ῦ Ταμγαν μηνὴ Μαΐου ιγ´, ἡμέρᾳ παρασ- κευῇ, ὥρᾳ ς´, ἀπὸ Ἀδὰμ ἔτους ͵ςτκζ´.
Перевод на русский
Здесь лежит раба Божья монахиня Елена; скончалась 11 мая, в среду, в 1-ом часу. Скончался раб Божий Тамган 13 мая, в пятницу, в 5-ом часу, в год от Адама 6327.
Комментарий линвистический
1. Формула Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα более редок и встречается лишь в V 268) κατάκειται берет свое начало еще в поздней античности и встречается на языческих надгробиях, но особое и повсеместное распространение получает в христианской эпиграфике в ранне- и средневизантийский период. В Северном Причерноморье эта формула оказывается одной из самых частых: для ранневизантийского времени она засвидетельствована в Херсоне (IOSPE3 V 72; для V 73, V 74, V 75 точная ее форма неизвестна), на европейском (IOSPE3 V 267, V 268, V 269, V 270, V 271, V 272, V 273, V 274, V 275, V 276, V 277, V 278, V 279, V 280, V 281, V 282, V 283, V 284, V 285, V 286) и азиатском (IOSPE3 V 332) Боспоре. Затем она полностью исчезает. Характерно, что формула выдерживается всегда очень строго, не давая вариантов типа Ἔνθα κεῖται (см., например, Guarducci, EG IV, 411, 415, 445, 452, 512, 525). Вторым, не менее распространенным в византийском Северном Причерноморье вариантом этой формулы является выражение Ἐνθάδε (вариант с Ἔνθα встречается лишь в IOSPE V 72) κατάκειται ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ. Для ранневизантийского времени оно засвидетельствовано в Херсоне (V 71) и Пантикапее (IOSPE3 V 287, V 288, V 289, V 290, V 190, V 292, V 293, V 294), а для средневизантийского — в Воспоре (V 316, 767 г.; V 315, 819 г.) и на Кубани (V 336, 912 г.). Где-то в X в. оба этих варианта уступают место новой формуле Ἐκοιμήθη ὁ δοῦλος (ἡ δούλη) τοῦ θεοῦ, но не исчезают окончательно: свидетельство тому — V 234 (Алушта, 1291–1392 гг., V 335 (Тамань) и, возможно, V 242 (Партенит, 1471 г.). 3-7 В качестве самостоятельной, т.е. вводной, формулы (ср., например, IGLS 2897, I.Eph 4143) Ἐτελειώθη в Северном Причерноморье встречается в двух надписях IX–X вв. из Южного и Восточного Крыма: IOSPE3 V 240 (Партенит) и V 315 (Воспор). В обоих случаях она сопровождается дополнением «раб Божий». Также она может употребляться для введения датировки захоронения (IOSPE3 V 240, V 315, V 316 (Воспор, 767 г.), V 336 (Таматарха, 912 г.)) или использоваться с метатезой имени (V 188 (Мангуп, XIV–XV вв.) — Ἰω(άννης) ἐτελειώθη). Последнюю надпись нельзя считать надгробием в собственном смысле этого слова, так как это запись о смерти (возможно, ктитора), сделанная краской на колонке алтарной преграды. Все остальные примеры принадлежат VIII–IX вв. и относятся к зоне культурного влияния Боспора (о боспорском влиянии в Партените см. комм. к IOSPE3 V 243).
Дата создания (внутренняя датировка)
819 г.
Дата создания, от
819
Дата создания, до
819
Обоснование датировки
Указание надписи.
Комментарий хронологический
4–5. 11 мая, действительно, приходилось на среду в указанном ниже (8–9-е строки) 819 г. 8–9. Надпись датирована довольно редким обозначением «от Адама», характерным для боспорской традиции конца VIII — начала Х веков. Такое обозначение крайне редко и не встречается в других местах раньше конца XII века (Stylianou A., Stylianou J. Donors and dedicatory inscriptions, supplicants and supplications in the painted churches of Cyprus // Jahrbuch der Österreichischer Byzantinistik. – Vienna, 1960, 98,2 a 2). Близка она к IOSPE3 V 316 и по формуле, и по палеографии, за исключением альфы с наклонной перекладиной. Поскольку же, как было указано выше, столь качественное надгробие не могло быть выполнено в Феодосии 810-х годов, то встает вопрос: а не было ли оно привезено не из Малой Азии, а из Керчи? Мы знаем, что колонны храма св. Иоанна Предтечи происходят из ранневизантийской базилики (см. комм. к IOSPE3 V 316), и на две из них нанесены эпитафии. Поэтому колонна из Феодосии, также из проконесского мрамора и того же диаметра, очевидно, происходит из этой базилики и затем, при строительстве храм св. Иоанна Предтечи, была встроена не в него, а в какую-ту другую постройку (или оставлена просто стоять), в турецкое же время взята оттуда и перевезена в Феодосию.
Век
IX в.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Шрифт лапидарный; буквы вытянутые и слегка наклонены вправо. Альфа с заостренной петлей, эписилон иногда с удлиненной средней перекладиной, мю широкое, тау апицированное, ипсилон V-образный; титла. Шрифт похож на шрифт других воспорских надписей IX — начала X в.
Комментарий исторический
Сомнения в происхождении надписи из Феодосии вызывают два обстоятельства. Во-первых, ее первоиздатель, Ваксель, прямо говорит, что колонна перевезена из Анатолии — впрочем, к такого рода сведениям надо относится осторожно: вспомним, как знаменитую херсонскую надпись Зинона Э.М. Кузинери якобы видел в подвале фессалоникской мечети (см. Латышев В. В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini) – СПб, 1896. – С. 82-84.). Во-вторых, по свидетельству Епифания Монаха, бывшего в Феодосии между 815 и 820 гг., в городе «нет ни следа человеческого», что совпадает и с оценками археологов (Петрова Э.Б. Античная Феодосия. – Симферополь, 2000., 133). Подр. см. Виноградов А.Ю. Первый эпиграфист, «год от Адама» и воспорский Апостолейон. История феодосийской колонны // Образ Византии. Сборник статей в честь О.С. Поповой. - М., 2008, с. 67-72. 3. Имя Елена в византийской эпиграфике Северного Причерноморья более не встречается. Неясно, монахиней какого монастыря была Елена. 7. Имя Тамган — тюркского происхождения.
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти