Гермонасса. Посвящение Дутцага, Савага и других 470–480-е гг. Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–1011.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Гермонасса. Посвящение Дутцага, Савага и других 470–480-е гг. Керченский историко-культурный заповедник, инв. № КЛ–1011.
Название
Посвящение Дутцага, Савага и других 470–480-е гг.
Разновидность (характер)
Колонна
Тип/Жанр
Посвятительная надпись
Критический аппарат
1: Κύριε, βοήθησον δούλους ἀμπελου[ργούς] e.g. Yaylenko 1987; Κύριε, βοήθησον δούλους περ]ιπόλους Yaylenko 2002; πολου IOSPE, Gaydukevich; σοὺς ἑπτά Yaylenko 1987; [πιστ]ους ἑπτὰ Yaylenko 2002; ους ἑπτά IOSPE, Gaydukevich 2: (καὶ) ζε͂σο Vinogradov 2007, Vinogradov 2010; ἐ]λέ(η)σο(ν) Yaylenko 1987; σο͂σε Yaylenko 2002 2-3: μνήμ[ησον ἐ]μὲ Zheltov apud Vinogradov 2007; μνημ...ιο IOSPE, Gaydukevich; μνημ[ονε]υε sic! Yaylenko; μνήμ[ης τῆ]ς Vinogradov 1998; μνήμ[ησον] Vinogradov 2007 3-4: ὑγ[ία. .ψ´] Vinogradov 2007, Vinogradov 2010a; ψ..´ Yaylenko 2002, Vinogradov 1998; Y[... .ψ´] Vinogradov 2007 4: καὶ Yaylenko 5: εἰσὶν δὲ οἱ Yaylenko; .. οἱ ..λ.οι IOSPE, Gaydukevich 6: Δουτζαγας Yaylenko; ...τζαγας IOSPE, Gaydukevich; Σαυαγας κόμ(ης) Vinogradov 1998, Yaylenko 2002; Σαυαγάσκου IOSPE, Gaydukevich, Yaylenko 1987 7: Οριμαγ Yaylenko 1987; Χοριμαγ Yaylenko 2002; ...ορίμαγ(ος) IOSPE, Gaydukevich; Δαππαεις Yaylenko; Δαππασις IOSPE, Gaydukevich 8: ὁ μάρ(τυς) (?) Vinogradov 1998 9: Σα.λιχ Vinogradov 2007, Vinogradov 2010a; Σ[αλ(?)]διχ Yaylenko 1987; Σαλδίχ Yaylenko 2002; Μιδαχ Yaylenko; Μίδαχ(ος) IOSPE, Gaydukevich 10: .οβ.ουλγαεις Vinogradov 2007, Vinogradov 2010a; Οὐάγ[α]σις IOSPE, Gaydukevich; Το(?)βουλγαεις Yaylenko 1987; † Ταβουλγαεις Yaylenko 2002; Ατταεις Yaylenko 11: Αλδαγ Vinogradov 2007, Vinogradov 2010a; [Μά]λδαγ(ος ?) IOSPE, Gaydukevich; Μαλδαγ Yaylenko; Κανδιτζις Yaylenko; ..νδ.τζις IOSPE, Gaydukevich 12: Αλμ...ις IOSPE, Gaydukevich; Αλμα...ζις Yaylenko 1987; .]δμα[....]ξις Yaylenko 2002; Αδμα...ζις Vinogradov 2007; Σευραγ Yaylenko 1987; Σεραυγ Yaylenko 2002; Σεύραγ(ος) IOSPE, Gaydukevich 13: Δα.., [ἀμ]ήν Yaylenko; ...ν IOSPE, Gaydukevich
Размеры
Высота 78,0; диаметр 35,5.
Состояние носителя
Обломана сверху и снизу.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
1868 г., случайная находка. Место обнаружения: берег Тамани. Контекст находки неизвестен.
Издание / публикация
1. IOSPE I2 389 2. Тиханова-Клименко М.А. Греческая надпись с Таманского полуострова. IPE, I2, 389 // Сборник статей в честь С.А. Жебелева. – 1926, С. 546—560 3. КБН 1099. 4. SEG 3, 609. 5. Bull.ép. 1990, 903. 6. Яйленко В.П. О корпусе византийских надписей в СССР // Византийский временник. – М., 1987, № 48. – С. 160-173. 7. Диатроптов П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. – М., 1995. № 2. - С. 7-40. 8. SEG 39, 697 9. Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия // Вестник Древней Истории. – М., 1998, № 1. – С. 238–239. 10. SEG 52, 739 11. Яйленко В.П. Гунно-болгары II-V вв. н. э. на Боспоре по данным эпиграфики и антропонимики // Древности Боспора. - М., 2002, T. 5. – С. 303-333 12. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. - Bordeaux, 2007. – p. 261. 13. Виноградов А.Ю. Ранневизантийская эпиграфика // Античное наследие Кубани, T. 2. – М., 2010, С. 147-149. 14. IOSPE3 V 331. 15. Яйленко В. П. История и эпиграфика Ольвии, Херсонеса и Боспора VII в. до н.э. — VII в. н.э. СПб., 2017. – C. 909–912.
Библиография
1. Stefani (Stephani) L. Erklärung einiger im Jahre 1868 im südlichen Russland gefundener Gegendstände // Compte rendu de la Commission Imperiale archéologique pour l᾿année 1869. - Saint-Petersburg. 1870. – S. 3-216. 2. Тиханова-Клименко М.А. Греческая надпись с Таманского полуострова. IPE, I2, 389 // Сборник статей в честь С.А. Жебелева. – 1926, С. 546—560 3. Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия // Вестник Древней Истории. – М., 1998, № 1. – С. 238–239. 4. Яйленко В.П. Гунно-болгары II-V вв. н. э. на Боспоре по данным эпиграфики и антропонимики // Древности Боспора. - М., 2002, T. 5. – С. 303-333.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-11-25
Текст на языке оригинала
[Ἀ]μπελου[ργούς σ]ου σέπτα̣[σον?, κ(ύρι)ε,] (καὶ) ζε̣̣͂σο αὐτοὺς καὶ μνημ[όνευε] [ἐ]μ̣ὲ μετὰ τῶν ἁγίων· ὑγ̣[ία]. [.ψ]´ ἔτι κ̣αὶ μηνεὶ Ξανθικ[ῷ ..]´. 5 Εἰσὶν δὲ οἱ συνθειασεῖτα̣[ι]· Δουτζαγας, + Σαυαγας κόμ̣(ης), Θ̣οριμαγ, Δαππαεις, + Τρόφιμος, Ομαρ, Σα.λ̣ιχ, Μιδαχ, 10 .ο̣β̣ουλγαεις, Αττασις, Αλδαγ, Κ̣α̣νδιτζις, Αδμα..[τ]ζις, Σευραγ, Δα..., [ἀμ]ή̣ν.
Перевод на русский
Виноградарей Своих почти, Господи, оживотвори их и помяни меня со святыми; здравие. [В 7..] году и месяце ксанфике [..-го числа]. Фиаситы же следующие: Дутцаг, Саваг комит, Форимаг, Даппай, Трофим, Омар, Са.лих, Мидах, .овулгаий, Аттасий, Алдаг, Кандитций, Адма.ций, Севраг, Да..., аминь.
Комментарий линвистический
1–3. В восстановлении начала надписи большой вклад принадлежит Яйленко. Однако ему не удалось реконструировать начальную формулу полностью. В нашем чтении мы также вынуждены прибегать к двум небольшим допущениям: реконструировать гапаксный глагол σεπτάζω, находящий, впрочем, аналогию в таком же гапаксном σεπτεύω (Hesychius, s.v.), и восстанавливать императив ζε͂σο (вм. ζῆσο) без конечного ню (вариант Яйленко ἐ]λ̣έ̣(η)σο(ν) невозможен, т.к. на камне нет лямбды). Чтение конца 2-й строки и начала 3-й строки было любезно предложено нам в частной беседе свящ. Михаилом Желтовым. Просьба о поминовении резчика со святыми типологически близка к формуле надгробий «упокой с праведными» (см. IOSPE3 V 64, V 65). Важно отметить, что просуществовавшие до кон. V в. фиасоты, причем явно христианского характера (о чем говорит употребление крестов) называют себя «виноградарями». Это выражение надо понимать, скорее всего, символически (ср., напр., Eusebius Caesarensis. Comm. in Isaiam 2, 51). Тиханова (Тиханова-Клименко М.А. Греческая надпись с Таманского полуострова. IPE, I2, 389 // Сборник статей в честь С.А. Жебелева. – 1926. – С. 553) показала христианское употребление термина «фиасоты» у Феофилакта Симокатты (7, 2, 17): оно означает участников праздника в честь святого (форму θιασῖται ср. в Julius Pollux, Onomasticon 6, 8). Формула с μνημόνευε в христианской эпиграфике известна нам лишь один раз — в ICUR 24611. 13. Как полагается христианскому прошению, текст заканчивается словом «аминь».
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
470–480-е гг. (до 491–492 гг.; 473–474 или 483–484 гг. ?).
Дата создания, от
470
Дата создания, до
492
Обоснование датировки
Просопография.
Комментарий хронологический
3–4. Датировка по месяцу ксанфику принадлежит боспорской традиции. Туда же должна восходить и датировка по году. Предложение Яйленко, поддержанное Ю.Г. Виноградовым, считать ипсилон, стоящий перед словом «год», не числом 400 (тогда бы надпись относилась к 184–193 гг., что слишком рано и по содержанию, и по палеографии), а недописанным пси (без верхней вертикали) следует отвергнуть, так как во всех боспорских надписях 2-й пол. V в. число сотен в обозначении года всегда стоит в конце (ср. IOSPE3 V 265, V 303, V 342). Сохранившаяся после ипсилона вертикальная черта также не может принадлежать пи, так как последнее имеет в надписи удлиненную перекладину, для которой нет места в данном случае — таким образом, эта вертикаль — обломок гаммы, мю или ню. Учитывая то, что перед ипсилоном стоит знак типа колона, наиболее вероятным представляется восстановление слова ὑγία, употребляющегося как отдельное восклицание в христианской эпиграфике изолированно (Gough M. A fifth century silver reliquary from Isauria // Byzantinoslavica, 1958, - p. 244–250) или в сочетании с другими (SEG 35.1529, 1531, 1532; IGLS 304, 381, 1463, 2070). Обозначение года, следовательно, стояло в начале 4-й строки, однако начало ее левого края позволяет реконструировать кроме необходимого пси, скорее всего, лишь одну букву (см. ниже). 6. Напротив, предложенное Ю.Г. Виноградовым отождествление комита Савага в 6-й строке с комитом Савагом, известным по 3 другим надписям 478–492 гг. (IOSPE3 V 265, V 305 и V 342) позволяет отнести данную надпись к последней четверти V в. С учетом этого хронологического промежутка, единственная цифра перед пси была либо омикроном, либо пи — надпись датировалась, таким образом, 770-ми или 780-ми гг. боспорской эры, т.е. 473–474 или 483–484 гг. по Р.Х.
Век
V в.
Комментарий палеографический
Лапидарный. буквы апицированные. Альфа с ломаной перекладиной, дельта и пи с удлиненной перекладиной, лямбда с удлиненной вверх правой гастой, мю с укороченной серединой, фи удлиненное.
Комментарий исторический
Надписи на колоннах были распространены в ранневизантийское время. Из современных данной надписи примеров упомянем IOSPE3 V 342 и IdC 49 (III–V вв.). Неясно, стояла ли эта колонна отдельно или внутри какого-то здания, например, храма. Стефани, первым упомянувший о надписи (Stefani (Stephani) L. Erklärung einiger im Jahre 1868 im südlichen Russland gefundener Gegendstände // Compte rendu de la Commission Imperiale archéologique pour l᾿année 1869. - Saint-Petersburg. 1870. – S. 193–194), прочел лишь ΤΙΟ в 3-й строке, ΤΡΟΦΙΝΟΣ в 8-й и ΑΛΜ в 12-й, и поэтому его чтения не учитываются в критическом аппарате. Как верно отметил Ю.Г. Виноградов, Саваг один из всех фиасотов обладает титулом и его имя отмечено крестом. Этот крест, вероятно, не имеет отношения к упоминанию умершего (это противоречит словам «оживи» и «здравие»), а скорее маркирует двух особых персонажей (см. ниже). Два креста именно рядом с христианским именем и именем крупного боспорского чиновника наталкивают на размышления о характере упоминаемого в надписи фиаса: не исключено, что он существовал лишь как аристократическое сообщество, не обязательно христиан. Отнесение надписи к кон. V в. разрушает гипотезу И.А. Левинской (Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. Санкт-Петербург, 2000. - С. 11–213, прим 158), которая датировала ее IV в. и считала членов фиаса недавно обращенными в христианство иудейскими «квазипрозелитами».
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти