Комментарий исторический
Строительная надпись Феодосия и Аркадия относится к годам совместного правления двух этих императоров (383–395). PLRE I 315, 972 уточняет этот хронологический отрезок и датирует надпись 392 г., т.е. временем между смертью Валентиниана в мае 392 г. и провозглашением августом Гонория в январе 393 г. Точно так же датированы две надписи из Сирии (IGLS 1587, 1588). Цукерман предположил также, что механики надписи могут быть идентичны баллистрариям. Однако в русском варианте своей статьи он вынужден был отказаться от чтения «механиков или баллистрариев» в надписи времен Валента, что сильно ослабило его гипотезу. Кроме того, неясно, почему упоминаемые во всех текстах (Константин Багрянородный, надпись времен Валента, надпись времен Зинона) баллистрарии заменены здесь на механиков. Скорее механики надписи являются неким новым подразделением, специально направленным в город. Их появление можно связать с рассказом Жития о св. Капитоне и пятистах воинах, посланных ему в помощь. Характерно, что данная надпись относится к 392-393 годам, т.е. ко времени сразу после антиязыческих эдиктов Феодосия 391 года. Именно при св. Капитоне происходит победа христианства в Херсоне. Кроме того, надпись говорит о строительстве стены, а именно стена играет важную роль в рассказе о святом епископе: воины-христиане первым делом занимают стены и около стен собираются противостоящие им язычники. В Житии может быть отголосок реального конфликта, связанного с разрушением и восстановлением херсонской стены. В пользу этого говорит и находка надписи на южном участке стены. Сорочан утверждает, что Житие говорит о поселении в Херсоне не пятисот воинов Феоны, а его самого со своей родней. Однако о последней говорит лишь I, в то время как MХ – о сопровождавших Феону и епископа. Таковыми могли быть и воины Феоны. Цукерман связывает с их числом – пятьсот, ту тысячу аннон, которую Константин Великий, согласно Порфирогениту, выделил на содержание херсонских баллистрариев, так как существовала практика выдачи более одной анноны техническим специалистам. Если эти числа действительно между собой связаны, то существует несколько возможных объяснений этого. Либо Феодосий обновил состав подразделения за счет чужаков, однако, в отличие от случая с Валентом (см. выше), это противоречило бы и Порфирогениту, и Житию – более того, херсоняне как раз вынуждены искать для пришельцев особое место в своем городе. Либо число пятьсот в Житии ошибочно отождествлено не с херсонскими баллистрариями, а с воинами Феоны, что является некоторым насилием над источниками. Поэтому эти пятьсот воинов связаны, скорее всего, не с тысячью аннон, а с численностью какого-то римского военного отряда. Феона появляется в тексте Жития лишь однажды, в контексте этимологической легенды про название восточного района города (до этого оно встречается лишь однажды в I, что является явной интерполяцией, так как остальные свидетели текста единодушно говорят лишь о пятистах воинах). Таким образом, вероятно, что имя человека, давшего название городскому району (вещь типичная для Византии и Константинополя в частности), было перенесено на командира отряда, прибывшего со св. Капитоном. В этой легенде можно при желании услышать отголосок имени трибуна Флавия Вита, а ведь со времен Траяна трибун командовал именно пятьюстами воинами. Таким образом, кажется вполне возможным, что именно Флавий Вит прибыл со св. Капитоном в Херсон и остался затем там по просьбе последнего, по всей видимости, со своим отрядом. Если надпись 392-393 годов действительно связана с прибытием св. Капитона и пятисот воинов, то в историческую схему Жития удастся внести некоторые хронологические реперы и восстановить картину следующим образом. Св. Капитон прибыл в Херсон незадолго до мая 392 – января 393 года. Поскольку же он был поставлен епископом в Константинополе, то эта хиротония не могла произойти сильно раньше. Присылку же войск с новым епископом логичнее всего относить ко времени после 391 года. С антиязыческими указами Феодосия вполне может быть связана и просьба херсонских христиан о епископе. В любом случае, св. Капитон взошел на престол около 390-391 годов. До Собора 381 года, на котором участвовал св. Еферий, остается примерно десять лет, и поэтому логичнее связывать с этим Собором его первую, просительную поездку в Константинополь. Тут следует вспомнить: все версий Жития говорят, что вторую поездку в столицу св. Еферий предпринял с целью отблагодарить императора, но нигде не сказано, сколько времени прошло после первого посещения им Констнатинополя – таким образом, его смерть может относится ко всем 380-ым годам. С другой стороны, дата 392-393 позволяет нам связать благодарственную поездку св. Капитона в столицу именно с константинопольским собором 394 года (см. выше). Заметим также, что этому вмешательству империи в херсонские дела придавалось достаточно большое значение: работы в городе были поручены самому magister militum.
Комментарий палеографический
Буквы неравной высоты, уменьшаются в первой и последних строках. Альфа с наклонной перекладиной, бета с увеличенным и заостренным нижним полукружием, эпсилон, сигма и омега лунарные (1–4-я строки) и прямоугольные (1–8-я строки), мю с приподнятой серединой, кси курсивное, фи выступает за пределы строки. С точки зрения палеографии интересно сочетание лунарной формы эпсилона, сигмы и омеги в 1–4-й строках с прямоугольной в 5–8-й строках. Форма альфы с ломаной перекладиной в 5-й строке на прорисовке Латышева — ошибка: на камне ясно читается альфа с наклонной перекладиной. Перечисленные палеографические особенности не характерны для надписей Северного Причерноморья. Обращает на себя внимание очень низкий уровень исполнения надписи: множество орфографических ошибок (итацизм, гаплография), вплоть до пропуска букв; сами буквы неровные, их высота уменьшается ближе к концу. Последняя деталь находит себе параллель в надписи IV в. из Спарты (до 333 г.; Feissel, Philippidis-Braat 1985, № 22). Создается впечатление, что текст был высечен непривычным к этой работе человеком: возможно, кем-то из гарнизона, причем даже негреческого происхождения.
Комментарий терминологический
1–2. Титул αἰώνιοι Αὔγουστοι Феодосий I и Аркадий носят в I.Portes 19, Robert 1948, № 51 (см. Rösch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ. Studien zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit//Byzantina Vindobonensia. – Vienna. 1978, Bd. 10. – S. 34–35). 2–3. Титул ἀνίκητοι (см. Rösch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ. Studien zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit//Byzantina Vindobonensia. – Vienna. 1978, Bd. 10. – S. 45–46) вообще характерен больше для начала, чем для конца IV в.: в сочетании с αἰώνιοι и Αὔγουστοι он встречается в SEG 8.19; впрочем, его латинский эквивалент invictus прилагается к Феодосию в CIL VI 1187; IX 333. Наиболее близкая к данной надписи титулатура известна для Феодосия II (Rösch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ. Studien zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit//Byzantina Vindobonensia. – Vienna. 1978, Bd. 10. – S. 164) 3. Сокращение ΦΦΛΛ, не характерное для греческих надписей (единственное исключение — LBW 2537b), соответствует латинскому FFLL, использовавшемуся как дуалис на протяжении IV–VI вв. (Gordon A.E. Supralineate Abbreviations in Latin Inscriptions // University of California Publications in Classical Archaeology. - Milan, 1977, Vol. 2.3. – P. 78). 8. И реконструкция Латышева «Евферием», и предложение Цукерманна восстанавливать «при Евферии», якобы для исправления субординации (комит идет после трибуна), неосновательны: как верно заметил в частной беседе с нами Д. Фейссель, на старом эстампаже четко виден вакат, так что здесь следует видеть скорее формулу с genitivus absolutus.