1853 г., раскопки А.С. Уварова (?). Место обнаружения: Храм № 23 («Уваровская базилика»), среднее помещение к югу от храма, пол.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini). – СПб., 1896. – С. 26–27, № 13. 2. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. – Одесса, 1897. – Т. 20. – С. 150. 3. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. – Bordeaux, 2007. – P. 265, № 18. 4. IOSPE3 V 20.
Библиография
1. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 771. 2. Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 64. 3. Sodini J.-P. Archéologie des églises et organisation spatiale de la liturgie // Les tiurgies syriaques. – Paris, 2006. – (Etudes syriaques. T.3). – P. 229–266.
Помещение, где находилась надпись, выстроено одновременно с наосом базилики. Хотя в литературе предлагаются различные датировки Уваровской базилики, все же вряд ли она возникла до 582 г. (Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. Екатеринбург, 2000. С. 64), а следовательно, южная пристройка к храму (характерная, кстати, как раз для Сирии (см. Sodini J.-P. Archéologie des églises et organisation spatiale de la liturgie // Les tiurgies syriaques. Paris, 2006. (Etudes syriaques. T.3). P. 229–266)) тоже не может датировать временем раньше конца VI в.
Альфа с ломаной и прямой (3-я строка) гастой, омикрон меньшего размера. При этом из-за характера материала отсутствуют округлости: эпсилон прямоугольный, омикрон ромбовидный, без внутреннего пространства, фи крестообразное. Возможно также изменение букв при перевозе мозаика: это может объяснить Н-образное ню и отсутствие третьей вертикали у омеги в конце 2-й строки (это явно не омикрон, который изображается маленьким ромбом). Палеографически надпись демонстрирует одну уникальную черту — сосуществование альф с ломаной и прямой перекладиной. Однако однократное появление последней следует отнести скорее к сбивке мозаичиста, чем к влиянию традиции V в.
Комментарий исторический
Малх, несомненно, являлся заказчиком помещения, где находилась надпись, либо его декорации, однако вряд ли заказчиком декорации всего храма — кафедрального собора города. К сожалению, функция помещения точно не установлена. Наличие имени сирийского ктитора в помещении рядом с главным храмом Херсонеса, несомненно, свидетельствует о значении сирийцев в религиозной жизни города (ср. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 771).