1853 г., раскопки А.С. Уварова (?). Место обнаружения: Храм № 23 («Уваровская базилика»), среднее помещение к югу от храма, пол.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini). – СПб., 1896. – С. 26–27, № 13. 2. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. – Одесса, 1897. – Т. 20. – С. 150. 3. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. – Bordeaux, 2007. – P. 265, № 18. 4. IOSPE3 V 20.
Библиография
1. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 771. 2. Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 64. 3. Sodini J.-P. Archéologie des églises et organisation spatiale de la liturgie // Les tiurgies syriaques. – Paris, 2006. – (Etudes syriaques. T.3). – P. 229–266.
Помещение, где находилась надпись, выстроено одновременно с наосом базилики. Хотя в литературе предлагаются различные датировки Уваровской базилики, все же вряд ли она возникла до 582 г. (Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. Екатеринбург, 2000. С. 64), а следовательно, южная пристройка к храму (характерная, кстати, как раз для Сирии (см. Sodini J.-P. Archéologie des églises et organisation spatiale de la liturgie // Les tiurgies syriaques. Paris, 2006. (Etudes syriaques. T.3). P. 229–266)) тоже не может датировать временем раньше конца VI в.
Малх, несомненно, являлся заказчиком помещения, где находилась надпись, либо его декорации, однако вряд ли заказчиком декорации всего храма — кафедрального собора города. К сожалению, функция помещения точно не установлена. Наличие имени сирийского ктитора в помещении рядом с главным храмом Херсонеса, несомненно, свидетельствует о значении сирийцев в религиозной жизни города (ср. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 771).
Комментарий палеографический
Альфа с ломаной и прямой (3-я строка) гастой, омикрон меньшего размера. При этом из-за характера материала отсутствуют округлости: эпсилон прямоугольный, омикрон ромбовидный, без внутреннего пространства, фи крестообразное. Возможно также изменение букв при перевозе мозаика: это может объяснить Н-образное ню и отсутствие третьей вертикали у омеги в конце 2-й строки (это явно не омикрон, который изображается маленьким ромбом). Палеографически надпись демонстрирует одну уникальную черту — сосуществование альф с ломаной и прямой перекладиной. Однако однократное появление последней следует отнести скорее к сбивке мозаичиста, чем к влиянию традиции V в.