Прошение Василия, кон. IV-V в. Государственный исторический музей, инв. № отсутствует.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Прошение Василия, кон. IV-V в. Государственный исторический музей, инв. № отсутствует.
Название
Прошение Василия.
Разновидность (характер)
Карниз
Тип/Жанр
Инвокативная надпись
Критический аппарат
[ἀ]πὸ κοπρίας ἀνυψῶν πένηταν Papadopoulo-Kerameus apud Latyshev 1901 om. Latyshev 1892, Latyshev 1896; βασ[ιλικῷ] Latyshev
Размеры
Высота 38,0 см; ширина 127,0 см; толщина 17,0 см.
Состояние носителя
От пожара раскололся на 7 (?) частей; обломан слева и частично снизу и справа; частичные сколы по краям.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
1892 г., раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Место обнаружения: Площадь у Владимирского собора, между храмами № 28 и 29.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1889-1891 гг. // Материалы по Археологии России. – СПб., 1892. – № 9 – С. 36, № 27. 2. Латышев В.В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini). – СПб., 1896. – С. 35, № 28. 3. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма, IV // ЗООИД. – Одесса, 1901. – Т. 23. – С. 75, № 28. 4. Виноградов А.Ю. Греческие христианские надписи из Северного Причерноморья в коллекции ГИМ // Северное Причерноморье в эпоху античности и средневековья. Памяти Н.П. Сорокиной. – М., 2006. – (Труды ГИМ. Вып. 159). – С. 291–293. 5. Vinogradov A. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums // Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. – Bordeaux, 2007. – Р. 265, №17. 6. Виноградов А.Ю. «Миновала уже зима языческого безумия»: Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М., 2010. – С. 145–149, № n. 7. IOSPE3 V 44.
Библиография
1. Косцюшко-Валюжинич К.К. Производство археологических раскопок в Таврической губернии. 1. В Херсонесе // ОАК за 1891 год. – СПб., 1893. – С. 3–4. 2. Косцюшко-Валюжинич К.К. Производство археологических раскопок в Таврической губернии. 2) Раскопки в Херсонесе // ОАК за 1892 год. – СПб., 1894. – С. 14. 3. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 892, 899–900. 4. Сорочан, С.Б. Об агоре византийского Херсона, ее церквях и палатиях // Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 2008. – T. 3. – С. 98.
Состояние надписи
Сохранность хорошая.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2022-10-23
Текст на языке оригинала
[+ Βοήθει, κ(ύρι)ε (e.g.), ὁ ἀπὸ γῆς ἐγείρων πτωχὸν καὶ ἀ]πὸ κοπρίας ἀνυψῶν πένηταν, κώμητι Βασιλίου
Перевод на русский
[Помоги, Господи (?), от земли Поднимающий нищего и о]т гноища Возвышающий убогого, комиту Василию.
Комментарий линвистический
Пс 112, 7 несколько раз засвидетельствован в ранневизантийских надписях: например, Milet VI 2 № 999 (карниз), Wessel 1989, № 620 (Лизон около Конкордии (Венето), IGLS 1455, 1460 (на косяке двери), 1461 (все из Апамены) и 2230 (Эмеса), в комбинации с другими библейскими цитатами (Пс 9, 38; Лк 2, 14) или молитвенными формулами (εὐλογητὸς ὁ θεός; κύριε, δόξα σοι; Χριστὸς ἀεὶ νικᾷ; πίστις, ἐλπίς, ἀγάπη). В нашем случае, поскольку крест после слов κώμητι Βασιλίου явно обозначает конец надписи, необходимо предположить перед строкой из псалма глагол, управляющий дативом или генетивом (так как смешение сразу трех падежей: винительного, дательного и родительного менее вероятно, хотя и возможно; о смешение падежей в формуле κύριε, βοήθει см. IOSPE3 IV.3.E.a). Действительно, в таких надписях, как СIG 8912 (Босюйук в Ликаонии) или Ševčenko, I. The early period of the Sinai Monastery in the light of its inscriptions // DOP. Washington, D.C., 1966. Vol. 20. P. 263, № 8 (Синай, VI в.), данная цитата сопровождается прошением, следующим, правда, не до, а за ней.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
Кон. IV — V в.
Дата создания, от
380
Дата создания, до
499
Обоснование датировки
Палеография.
Комментарий хронологический
Из известных нам комитов Василиев на тождество с херсонским могут претендовать следующие бывшие comites sacrarum largitiorum: Запада в 382–383 гг., неизвестно, где, в 407 г. и Востока до 451 г., а также комит Востока в 503 и 507 гг., comes rei militaris (?) в 528 (?) г. и spectabilis comes в Арсиное в 618 г. (PLRE I, 149; II, 214–215; III, 174, 176). К сожалению, палеография надписи не дает четких ориентиров для датировки, хотя форма мю говорит скорее в пользу конца IV – V в. В этом случае из вышеперечисленных комитов Василиев наиболее подходящими кажутся № 1–3, а в силу географии — № 2–3.
Век
IV–V вв.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий исторический
В первых двух публикациях Латышев трактовал надпись как загадочную, но затем чтение первой половины надписи было предложено ему А.И. Пападопуло-Керамевсом. Судя по своим весьма значительным размерам (высота не менее 38 см) карниз принадлежал какой-то весьма крупной монументальной постройке на агоре. Согласно Косцюшко-Валюжинич 1893b, остатки данного карниза были найдены в южной части агоры, около церквей № 28 и 29, причем упомянуты они сразу за базой статуи Биона, найденной на пороге храма № 28. Кроме того, столь мощный карниз подходит больше к монументальной базилике № 28, чем к крестовокупольным храмам № 27 и 29, вдвое меньшим ее по размерам. Поэтому ошибочно его отнесение к храму № 27 (Сорочан, С.Б. Об агоре византийского Херсона, ее церквях и палатиях // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Симферополь, 2008. T. 3. С. 98). Вполне вероятно, что мы имеем здесь дело с обычным включением в формулу строительной надписи библейских цитат (ср. вышеупомянутые надписи), однако не исключено, что данный пассаж из псалма как-то связан с судьбой комита Василия, который построил данное здание (вероятно храм) в благодарность либо за свое возвышение из низов до значительного титула, либо за спасение из опалы. Хотя имя ктитора совсем не обязательно было связано с посвящением храма, все же стоит обратить здесь внимание на упоминание в Лаврентьевской летописи храма св. Василия «посреде града, идеже торг деют корсуняни» и где принял крещение князь Владимир. Традиционно этот храм соотносят с меньшим, крестообразным храмом № 27 (см. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 899–900), однако у последнего неизвестен баптистерий, который, между тем, прямо засвидетельствован Косцюшко-Валюжиничем для храма № 28 (см. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 892). Храм мог быть посвящен св. Василию как патрону ктитора, а мог переменить со временем свое имя.
Комментарий палеографический
Альфа с ломаной перекладиной, бета с несомкнутыми полукружиями, лямбда с удлиненной верхней частью, каппа с удлиненной вертикалью, мю с прогнутой серединой, пи с удлиненной перекладиной, сигма лунарная. Форма беты с несомкнутыми полукружиями встречается в Херсоне либо в позднее (IOSPE3 V 11, 1059 г., V 68, 1183 г.), либо в раннее (V 57 и 85, IV–V вв.) время, а мю с прогнутой серединой — в ранневизантийских IOSPE3 V 18 и 21. Символ ⳨ находит параллели в склепах у Загородного крестообразного храма.
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти