Трапециевидная стела (во вторичном использовании) с позднеантичным рельефным изображением загробной трапезы, между фигурами которой вырезан один крест с Т-образными рукавами, а на нижнем поле рамки — 3 креста. Первая надпись расположена между фигур рельефа, вторая – по нижнему полю рамки.
1853 г., раскопки А.С. Уварова. Место обнаружения: храм № 23 («Уваровская базилика»), около южной стены.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini). – СПб., 1896. – С. 23–26, № 12. 2. Kieseritzky G., Watzinger C. Griechische Grabreliefs in Südrußland. – Berlin, 1909. – S. 134, № 734. 3. IOSPE3 V 50.
Библиография
1. Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // Материалы по Археологии России. – СПб., 1896. – С. 49. 2. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. – Одесса, 1897. – Т. 20. – С. 150. 3. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 784, Прим. 404. 4. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. – СПб., 1889. – T. 1. – С. 115. 5. Уваров А.С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических разысканиях в 1853 г. – СПб., 1855. – С. 168–170.
Датировка Латышева — 1 пол. Х в., происходящая из ошибочной датировки базилики Стефани, на самом деле, не столь неверна, как это часто представляется (Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 784. Прим. 404.). Характерная форма беты с нижним подчеркиванием, а также смешение дифтонга οι и ипсилона, невозможное в Византии до VIII в., заставляет датировать надпись не раньше этого времени. С другой стороны, альфа с ломаной перекладиной, известная в Херсоне еще в начале Х в. (см. IOSPE3 V 66, 915 г.), в середине XI в. уже не употреблялась (ср. IOSPE3 V 11). Кроме того, бета с нижним штрихом характерна именно для IX–Х вв. Таким образом, надпись следует датировать IX–X вв.
Век
IX–X вв.
Комментарий исторический
Античный рельеф и надпись на нем часто упоминались в литературе XIX в. (Уваров А.С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических разысканиях в 1853 г. СПб., 1855. С. 168–170; Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. – СПб., 1889. – T. 1. – С. 115; Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // Материалы по Археологии России. СПб., 1896. С. 49; Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. Одесса, 1897. Т. 20. С. 150). Византийские параллели данного варианта формулы (IGLS 1450, 2635; ср. также Reynolds J. The christian inscriptions of Cyrenaica // Journal of Theological Studies N.S. 1960. № 112. Р. 286, № 5 lf.; Кирена, 365 (?) г.) происходят, впрочем, не из храмов, а из жилых домов, поэтому не исключено, что рельеф был первоначально реутилизован и снабжен надписями в стене жилого дома и лишь затем вставлен в стену храма № 23 (хотя камень найден не в стене храма, а рядом). О практике вставки античных рельефов в стены церквей см. Saradi H. The use of ancient spolia in Byzantine monuments: The archaeological and literary evidence // International Journal of the Classical Tradition. 1997. Vol. 3, № 3. P. 395–423.
Комментарий палеографический
Буквы разной высоты. Альфа с ломаной перекладиной, бета с нижним штрихом, каппа с удлиненной вертикалью, ипсилон У-образный. Тета в конце строки 1 видна на камне целиком, а не наполовину, как считал Латышев.