Прошение на античном рельефе, IX–X вв. Государственный Эрмитаж, инв. № Х-1039.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Прошение на античном рельефе, IX–X вв. Государственный Эрмитаж, инв. № Х-1039.
Название
Прошение на античном рельефе
Разновидность (характер)
Стела
Тип/Жанр
Инвокативная надпись
Размеры
Высота 43,0 см; ширина 41,5 см; толщина неизвестна.
Состояние носителя
Трапециевидная стела (во вторичном использовании) с позднеантичным рельефным изображением загробной трапезы, между фигурами которой вырезан один крест с Т-образными рукавами, а на нижнем поле рамки — 3 креста. Первая надпись расположена между фигур рельефа, вторая – по нижнему полю рамки.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
1853 г., раскопки А.С. Уварова. Место обнаружения: храм № 23 («Уваровская базилика»), около южной стены.
Издание / публикация
1. Латышев В.В. Дополнения и поправки к собранию древних греческих и латинских надписей северного побережья Черного моря (Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini). – СПб., 1896. – С. 23–26, № 12. 2. Kieseritzky G., Watzinger C. Griechische Grabreliefs in Südrußland. – Berlin, 1909. – S. 134, № 734. 3. IOSPE3 V 50.
Библиография
1. Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // Материалы по Археологии России. – СПб., 1896. – С. 49. 2. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. – Одесса, 1897. – Т. 20. – С. 150. 3. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 784, Прим. 404. 4. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. – СПб., 1889. – T. 1. – С. 115. 5. Уваров А.С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических разысканиях в 1853 г. – СПб., 1855. – С. 168–170.
Состояние надписи
Сохранность хорошая.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2022-11-13
Текст на языке оригинала
1. Φο͂ς, ζοή. 2. Κύριε, βοήθη τὸν ὖκον τοῦτον, ἀμήν.
Перевод на русский
1. Свет, жизнь. 2. Господи, помоги этому дому.
Комментарий линвистический
Относительно формулы см. IOSPE3 IV.3.E.a.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
IX–X вв.
Дата создания, от
800
Дата создания, до
999
Обоснование датировки
Палеография, орфография.
Комментарий хронологический
Датировка Латышева — 1 пол. Х в., происходящая из ошибочной датировки базилики Стефани, на самом деле, не столь неверна, как это часто представляется (Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 784. Прим. 404.). Характерная форма беты с нижним подчеркиванием, а также смешение дифтонга οι и ипсилона, невозможное в Византии до VIII в., заставляет датировать надпись не раньше этого времени. С другой стороны, альфа с ломаной перекладиной, известная в Херсоне еще в начале Х в. (см. IOSPE3 V 66, 915 г.), в середине XI в. уже не употреблялась (ср. IOSPE3 V 11). Кроме того, бета с нижним штрихом характерна именно для IX–Х вв. Таким образом, надпись следует датировать IX–X вв.
Век
IX–X вв.
Комментарий палеографический
Буквы разной высоты. Альфа с ломаной перекладиной, бета с нижним штрихом, каппа с удлиненной вертикалью, ипсилон У-образный. Тета в конце строки 1 видна на камне целиком, а не наполовину, как считал Латышев.
Комментарий исторический
Античный рельеф и надпись на нем часто упоминались в литературе XIX в. (Уваров А.С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических разысканиях в 1853 г. СПб., 1855. С. 168–170; Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. – СПб., 1889. – T. 1. – С. 115; Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // Материалы по Археологии России. СПб., 1896. С. 49; Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма // ЗООИД. Одесса, 1897. Т. 20. С. 150). Византийские параллели данного варианта формулы (IGLS 1450, 2635; ср. также Reynolds J. The christian inscriptions of Cyrenaica // Journal of Theological Studies N.S. 1960. № 112. Р. 286, № 5 lf.; Кирена, 365 (?) г.) происходят, впрочем, не из храмов, а из жилых домов, поэтому не исключено, что рельеф был первоначально реутилизован и снабжен надписями в стене жилого дома и лишь затем вставлен в стену храма № 23 (хотя камень найден не в стене храма, а рядом). О практике вставки античных рельефов в стены церквей см. Saradi H. The use of ancient spolia in Byzantine monuments: The archaeological and literary evidence // International Journal of the Classical Tradition. 1997. Vol. 3, № 3. P. 395–423.
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти