Подпись к изображению, IV–V вв. Государственный Эрмитаж, инв. № Х.237.

Категории

Средневековая греческая эпиграфика

Идентификатор
Подпись к изображению, IV–V вв. Государственный Эрмитаж, инв. № Х.237.
Название
Подпись к изображению
Разновидность (характер)
Мраморная плита
Тип/Жанр
Подпись при изображении
Размеры
Высота 34,5 см; ширина 31,5 см; толщина 3,5 см.
Состояние носителя
Обломана справа и снизу.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Обстоятельства находки (подробно)
1896 г., раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Место обнаружения: некрополь у Карантинной бухты, склеп № 784, засыпь перед входом.
Издание / публикация
1.1. Виноградов А.Ю. «Миновала уже зима языческого безумия»: Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М., 2010. – С. 111–114, № а1. 1.2. IOSPE3 V 56.1. 2.1. Латышев, В.В. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1895–1898 гг. // Материалы по Археологии России. – СПб., 1899. – № 23. – С. 26–27. 2.2. Латышев, В.В. Этюды по византийской эпиграфике // Византийский временник. – СПб., 1899. – № 6. – С. 337–369. 2.3. Латышев, В.В. ΠΟΝΤΙΚΑ. Изборник научных и критических статей по истории, археологии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греческих колоний на побережьях Черного Моря. – СПб., 1909. – С. 303–310. 2.4. Виноградов, А.Ю. Херсонесский храм св. Петра и его эпиграфические памятники // Херсонесский сборник. – Севастополь, 2005. – Вып. XIV. – С. 91–93. 2.5. Виноградов А.Ю. «Миновала уже зима языческого безумия»: Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М., 2010. – С. 111–114, № а1. 2.6. Наследие византийского Херсона. The Legacy of Byzantine Cherson. // Т. Яшаева, Е. Денисова, Н. Гинькут, В. Залесская, Д. Журавлев. – Севастополь; Остин, 2011. – С. 425, № 7, Илл. 7. 2.7 IOSPE3 V 56.2.
Библиография
1. Византийское искусство в музеях СССР / Под ред. А.В. Банк. – М., 1977. – T. 1. – С. 51. 2. Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о заведующего раскопками в Херсонесе за 1896 г. // ОАК за 1896 год. – Спб., 1898. – С. 77–78, 194, рис. 327. 3. Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о заведующего раскопками в Херсонесе за 1896 г. // ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 187. 4. Izmailova T. Le tetraévangile illustré arménien de 1038. // Revue des études arméniennes. – Paris, 1970. – (N.S. T. VII). – Pl. LXXX, Fig. 23. 5. Michon M.E. Bulletin de la société nationale des antiquaires de France. – Paris, 1900.
Состояние надписи
Первая надпись стесана, сохранность второй – хорошая.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2022-11-19
Текст на языке оригинала
1. [Ὁ] κ̣(ύριο)ς̣ Ἰ̣ε̣(σοῦ)ς̣ δ̣[ιδοὺς χεῖρα Πέτρῳ καταποντιζομένῳ]. 2. + Ὁ κ(ύριο)ς Ἰ(ησοῦ)ς + διδοὺς χε[ῖρα Πέτρῳ καταποντιζομένῳ].
Перевод на русский
1. Господь Иисус, под[ающий руку тонущему Петру]. 2. Господь Иисус, подающий ру[ку тонущему Петру].
Комментарий линвистический
Если на парижской и херсонесской плитах (IOSPE3 V 57–58) на верхней рамке располагалось начало подписи к изображению, то на петербургской остатки букв должны принадлежать какой-то другой надписи, так как подпись начинается ниже. Возможно, конечно, предположить, что это была ктиторская надпись. Однако здесь вызывают смущение два элемента в надписи 2: во-первых, после имени Иисус зачем-то поставлен крест; во-вторых, оно сокращено иначе, чем на двух других фрагментах: Ἰ(ησοῦ)ς вм. Ἰε(σοῦ)ς. Причем похоже, что на верхней рамке слева читаются как раз остатки слов κ(ύριο)ς Ἰε(σοῦ)ς. Таким образом, оригинальная подпись к изображению, идентичная по орфографии и стилю двум остальным, располагалась именно на верхней рамке.
Техническая дата
1970-01-01
Дата создания (внутренняя датировка)
IV–V вв.
Дата создания, от
300
Дата создания, до
499
Обоснование датировки
Тип изображения, шрифт.
Комментарий хронологический
Схожий шрифт двух надписей на петербургской плите говорит о том, что надпись 2 была выполнена весьма скоро после надписи 1. Причиной для этого могло послужить, конечно, и повреждение надписи 1, однако ровная теска верхнего края свидетельствует скорее в пользу того, что плита из-за неверных размеров не поместилась в предназначенное ей обрамление, и тогда мастера были принуждены подтесать ее сверху (об этом говорит и меньшая ширина верхней рамки на тыльной стороне по сравнению с боковой). Наличие на парижской плите альфы с ломаной перекладиной следует относить к пережиткам шрифта IV в. (ср. IOSPE3 V 80), а не к новациям VI в. (ср. IOSPE3 V 7 и 171).
Век
IV–V вв.
Комментарий исторический
Плита оказалась в засыпи некрополя, по всей вероятности, в виде мусора. Ее обработанная тыльная сторона указывает на то, что она была предназначена для обозрения. Остатки креста, служившего осью симметрии на тыльной стороне плиты, позволяют восстановить ее приблизительную ширину — ок. 75 см (эта работа была проделана для Латышева Н.И. Сусловым). Об изображении см. Michon M.E. Bulletin de la société nationale des antiquaires de France. Paris, 1900.; Izmailova T. Le tetraévangile illustré arménien de 1038. // Revue des études arméniennes. Paris, 1970. (N.S. T. VII). Pl. LXXX, Fig. 23; Византийское искусство в музеях СССР. М., 1977. T. 1. С. 51. Сюжет изображения восходит к Мф 14, 31 и известен в христианском искусстве. Стилистически (прорезанные линии и сграффито на волосах) данная плита близка египетскому рельефу из Берлина IV–V вв. (Török L. Transfigurations of Hellenism. – Leiden, 2005. – P. 272, Fig. 110.). Несомненно, все три плиты принадлежали одному литургическому устройству из одного храма. Подчеркнутая роль Петра на этих плитах с большой долей вероятности указывает на храм ап. Петра, упомянутый в «Житиях епископов Херсонских». Херсонесский фрагмент найден на северо-востоке Херсона, неподалеку от храмов № 23 («Уваровской базилики») и 36 («Восточной базилики»). На месте последнего, весьма вероятно, локализуется житийный храм ап. Петра (см. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1–2. / Отв. ред. Г.Ю. Ивакин. – Харьков, 2005. – С. 875–886). Важно и то, что по шрифту данные плиты датируются концом IV — началом V вв. Наличие сценических изображений на плитах практически исключает возможность их атрибуции как экранов алтарной преграды. Очевидно, плиты с этими ясно тематически ориентированными изображениями были связаны с объектом культа ап. Петра, какого-то мемория. Разное положение Христа на петербургской, парижской (слева) и херсонесской (справа) плитах свидетельствует в пользу некоей композиции этого объекта, построенной по принципу зеркальной симметрии. Отметим также связь сохранившихся сюжетов с водной тематикой. Возможно, это было обрамление фиала или, вероятней, баптистерия. Композиционная аналогия — латинские мозаичные надписи из Баптистерия православных в Равенне. В любом случае, три херсонские плиты подтверждают существование в городе древнего храма, посвященного ап. Петру, причем, судя по палеографии надписей, вполне вероятно, что они принадлежат как раз той церкви, которая была воздвигнута св. Капитоном (см. Виноградов А.Ю. «Миновала уже зима языческого безумия»: Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М., 2010. – С. 119-122).
Комментарий палеографический
Эпсилон и сигма лунарные, каппа с удлиненной вертикалью.
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти