Шрифт надписи обнаруживает черты средневизантийского унциала (прогнутое мю), и может датироваться временем начиная с IX в. Однако мы встречаем и следы позднего употребления такого шрифта (ср. IOSPE3 V 108, XIV в.). С другой стороны, формула ἐκοιμήθη не встречается в Крыму раньше 1065 г. (IOSPE3 V 319) Поэтому мы склонны относить данную надпись к X–XI вв. Археологический материал из пещеры 5 датируется VIII–Х вв. (Иванов Б.Н., Дублянский В.Н., Домбровский О.И. Басманские пещеры в горном Крыму // Крымское заповедно-охотничье хозяйство (50 лет). Симферополь, 1963. С. 28-30).
Данный памятник выделяется из общего ряда стандартных надгробий как по своей форме, так и по содержанию надписи. Камень имитирует храм с двускатной кровлей и украшен вписанными в круг крестами в своей верхней части, отделенной от надписи декоративным пояском. Такое подражание церковному зданию известно в византийских надгробиях Горного Крыма: ближайшая аналогия — пропавшее надгробие из храма Спаса на г. Бойка в виде миниатюрной модели храма с двускатной крышей и пятигранной апсидой: на фронтоне модели вырезан процветший крест с двумя маленькими равноконечными крестами в кружках по бокам фронтона, ниже вырезана надпись на греческом языке (Домбровский О.И. Средневековые памятники Бойки // Археологические исследования средневекового Крыма. Киев, 1968. C. 90). Такая форма объясняется, возможно, саном погребенного, который был, как следует из надписи, пресвитером. 4–5. Большой интерес представляет название местности Херсакия (то, что Соломоник приняла за йоту в конце 4-й строки, — случайная черта на обломе). Первоиздательница совершенно справедливо сопоставила его с упоминанием херсаков в “Житии апостола Андрея”, написанном Епифанием Монахом вскоре после 815–820 гг. (см. Греческие предания о св. апостоле Андрее. Том 1. Жития // Библиотека «Христианского Востока». СПб., 2005. С. 39–47) Там это слово употребляется автором, посетившим Крым, как обозначение жителей Херсона. Имя это, несомненно, местного происхождения (в некоторых рукописях “Жития” оно заменено поэтому на традиционное “херсониты”), что доказывает и IOSPE3 V 15. Соломоник предположила, что Херсакией могла называться обширная область вокруг Херсона, хотя нельзя исключить и возможности погребения Иоанна вдали от места его служения (например, на родине) в местно почитаемом храме в Басманской пещере. Кроме того, такое уточнение могло служить для противопоставления Готской епархии, занимавшей большую часть Горного Крыма.
Комментарий палеографический
Альфа с заостренной петлей и прогнутой спинкой; каппа с удлиненной вертикалью, мю и ипсилон прогнутые, сигма вытянутая, хи с апексами на верхних концах.
Комментарий терминологический
Относительно сокращения «пр(есвитер)» в поздневизантийском Крыму ср. IOSPE3 V 160, V 201 и V 218. Вариант «протопоп», предложенный Соломоник, ни разу не засвидетельствован в Северном Причерноморье; ср., напротив, IOSPE3 V 218.1. Обозначение места пресвитерства не уникально, оно встречается в IOSPE3 V 201 и IOSPE3 V 218, а также в Ὀρλάνδος Α.Κ., Βρανούσσης Λ. Τὰ χαράγματα τοῦ Παρθενῶνος. Athens, 1973. № 95; по всей видимости, оно означает принадлежность погребенного к клиру Херсонской епархии.