Гомилии Григория Великого; VII в.; ОР РНБ. Lat. Q.v.I № 14

Категории

Рукописи латинского алфавита

Идентификатор
Гомилии Григория Великого; VII в.; ОР РНБ. Lat. Q.v.I № 14
Название
Гомилии Григория Великого; VII в.; ОР РНБ. Lat. Q.v.I № 14
Вид (Тип)
Кодекс/фрагмент кодекса
Разновидность (характер)
Кодекс
Самоназвание
Homiliae in Ezechielem liber I
Аннотация
Гомилии из «Бесед на Книгу пророка Иезекииля» римского папы Григория Великого.
Общее описание
Переплет [IХ века], толстые доски, покрытые кожей; на коже следы слепого тиснения; отверстия для застежек. Переплет поновлен: утраченный корешок заменен новым, изготовленным из холста. Текст: 1 столбец, 21-22 строки. Сигнатуры буквенные – А-T, размещены на оборотах последних листов тетрадей в нижнем поле. Двойная фолиация в правом верхнем углу (XIX век).
Подлинность
Копия
Размеры
258 x 183 мм (текст: 180-185 x 130 мм)
Количество листов
159
Алфавит
Латиница
Стиль / тип письма
Луксейский минускул
Материал
Форма
Кодекс
Цвет чернил
Коричневые
Способ линовки
Стилос
Страна
Франция
Провенанс
Кодекс, изготовленный луксейскими писцами, находился в библиотеке аббатства Корби, что подтверждают владельческие записи IX и XVII веков. Рукопись также упоминается в каталогах корбийской библиотеки XI и XIII веков. В 1638 году манускрипт поступил в монастырь Сен-Жермен-де-Пре (№ 789 в каталоге 1740 года). В 1792 году рукопись приобретена П. П. Дубровским и в 1805 году поступила в Императорскую Публичную библиотеку в составе его коллекции.
Издание / публикация
Collectio Pisaurensis omnium poematum, carminum, fragmentorum latinorum. Pisauri, 1766. T.V. P.268-273, 276-279, 301-303, 296-301, 273-276 (по этому изданию поэмы № 15-18, 24, 25); Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Pragae, Vindobonae, etc., 1894. Т. XXX. Р. 51-118, 262-305.
Библиография
Staerk A. Les Manuscrits Latins du Ve au XIIIe siècle conservés à la Bibliothèque Impériale de Saint-Pétersbourg. Saint-Pétersbourg, 1910. T. I. Р. 9; Dobiaš-Roždestvenskaja O. A. Histoire de l’atelier graphique de Corbie de 651 а 830, reflétée dans les manuscrits de Leningrad. Leningrad, 1934. P. 125-127; Lowe E. A. Codices Latini Antiquiores. Part XI. Oxford, 1966. P. 12, № 1617; Mérindol Ch. La production des livres peints à l’abbaye de Corbie au XIIe siècle. Etude historique et archéologique. T. II. Paris, 1976. P. 1060-1062; Dobiaš-Roždestvenskaja O. A., Bakhtine W. W. Les anciens manuscrits latins de la Bibliothèque publique Saltykov-Šcedrin de Leningrad VIIIe-début IXe siècle. Paris, 1991. P. 38-40, № 19; Tewes B. Die Handschriften der Schule von Luxeuil: Kunst und Ikonographie eines frühmittelalterlichen Skriptoriums. Wiesbaden, 2011. S. 56-64, 85-89, 171-174, № 15; Nees L. Frankish Manuscripts: The Seventh to the Tenth Century (Survey of Manuscripts Illuminated in France). Vol. 2. London, 2022. P. 17-20, № 3; Nees L. The St. Petersburg Gregory manuscript and its ornament // Illuminating the Word in the Early Middle Ages / Cambridge Studies in Palaeography and Codicology. Т. 18. 2023. P. 42-96.
Состояние памятника
Пергамен с дефектами - обрезанными углами и дырками естественного происхождения, часть утрат восполнена пергаменом (старая реставрация), чернила угасают.
Автор(ы) описания
Текст на языке оригинала
Лист 49: (1) Tenebrosa (2) aqua in nobibus aeris (/) (3) quia obscura est scientia (4) in prophetis (,) Sed Salomonis uoce attestan (5) te didicimus (/) Gloria regum celare verbum (.) et gloria D(e)i est (6) inuestigare sermonem (,) quia et honor est hominum eorum (7) secreta abscondere (/) Et gloria D(e)i est (/) mysteria sermonis eius ape (8) rire (,) Ipsa autem per se veritas (,) discipulis dicit (,) quae dico uo (9) bis in tenebris (/) dicite in lumine (,) id est aperte exponite quae (10) in allegoriarum obscuritatibus audistis. Magnae uero (11) utilitatis est ipsa obscuritas eloquiorum D(e)i (,) quia exercet (12) sensum ut fatigatione dilatetur (.) Et exercitatus capiat (,) (13) quod capere non potest oriosus (,) habet quoque adhuc (14) maius aliud (.) quia scripturae sacrae intellegentia (.) que (15) si in cunctis esset aperta uilesceret (/) in quibusdam locis obs (16) curioribus tanto maiore dulcedine inuenta reficit (.) quan (17) to maiori labore fatigat (.) animum quaesita (,) (18) Ecce enim s(an)c(t)i Hiezechihelis (/) nunc uoce dici (19) tur (,) Cumque aspicerem animalia apparu (20) it Лист 127 об.: (1) repraehendit se de cog(i)tationibus (/) insequitur de verbis (/) et pu (2) nit flendo de factis (,) Supernis inhiat (/) terrena iam omnia (3) per mentis dispectum calcat (,) Et q(u)amdiu illud quod desiderat (4) adhuc per speciem non habet (/) flere dulce habet, Seseque conti (5) nuis lamentis affligere (,) Et quia nec se esse in patriam ad q(u)am (6) creatus est videt (.) in huius vitae exilio (/) nihil ei plus aliud q(u)am (7) sua amaritudo placet (,) dedignatur et enim subiacere tempora (8) libus (/) et ardenter suspirat aeternis (,) Vnde recte quoque per (9) Salomonem dicitur (,) “eo quod in multa sapientia multa sit in (10) dignatio (/) et qui adponet scientiam adponet dolorem” (,) Caeles (11) tia etenim cognoscentes (.) terrenis animum subdere dedignamur (,) (12) Et dum plus sapere incipimus de his quae male egimus nobis ipsis iras (13) cimur (,) et fit in multa sapientia multa indignatio (/) quia q(u)an (14) tum plus proficimus in cognitione. tanto nobis indignamur (15) amplius de perverso opere (,) Atque cum scientia dolor crescit (/) (16) quia quanto magis aeterna cognoscimus (.) tanto magis esse nos (17) in hujus exilii miseria dolemus, uel sicut translatione alia (18) dicitur (,) “Et qui addit scientiam (/) addit laborem” (,) Quo enim (19) scire incipimus quae sunt caelestia gaudia (/) eo magis ut er (20) rorum nostrorum laqueos possimus euadere flendo laboramus (,) (21) In multa ergo sapientia multa est indignatio (.) qu(i)a si aeterna
Комментарий текстологический
Рукопись Lat.Q.v.I.14 содержит тексты 12-ти гомилий из первой книги «Бесед на книгу пророка Иезекииля» Григория I Великого. 22 беседы на Книгу пророка Иезекииля были произнесены пастырем перед народом в 593 году – во время осады Рима лангобардами. В дальнейшем текст Бесед был переработан и опубликован в 2-х книгах. Труд Григория Великого не был завершен: 1-я книга комментирует содержание четырех начальных глав книги Иезекииля, 2-я книга (10 бесед) – текст 40-й главы.
Техническая дата
1970-01-01
Век
VII в.
Персона (Автор)
Персона (Коллекции)
Комментарий палеографический
Кодекс написан минускулом, именуемым «луксейским» по названию монастыря Луксей, основанного в 585-590 годах на территории Бургундии ирландским миссионером Колумбаном. Для письма луксейского скриптория характерно сочетание особенностей ирландской каллиграфии (острого письма с длинными выносными) с формами букв и лигатурами позднеримского обычного письма. В декоре рукописи отчетливо проявляется художественный стиль этого скриптория – разноцветная палитра с преобладанием зеленой краски и ковровым орнаментом. Известны около 30 рукописей VII-VIII веков, написанных луксейским письмом. О. А. Добиаш-Рождественская считала, что кодекс изготовлен в скриптории Корби, где работали писцы из Луксея, которые писали и украшали книги в привычном для них стиле. Она датировала кодекс серединой VIII века. В настоящее время Б. Тэвес относит манускрипт РНБ Lat.Q.v.I.14 к последней четверти VII века, а Л. Нисс – к периоду между 660-700 годами. Из особенностей письма рассматриваемого документа следует отметить, что первоначальная пунктуация практически не прослеживается. Знаки ранней пунктуации сохранились на полях (выделена прямая речь и наиболее важные цитаты), крайне редко видны точка, запятая и косой штрих. Пунктуационные знаки внесены в текст черными чернилами в IX века: запятая, точка со штрихом, галочка. Текст разделен на предложения, начинающиеся с больших букв. Внутри предложений слова не разделены (scriptura continua). Сокращения малочисленные: специальные знаки, «nomina sacra». Присутствует корректура черными чернилами (IX век): строчная, интерлинеарная (межстрочная) и маргинальная, исправление ошибок в тексте, трудно различимые буквы обведены черными чернилами.
Комментарий исторический
Автор сочинения Григорий I Великий (Двоеслов, 540/542-604) – отец и учитель церкви, папа Римский с 590 года. Григорий Великий оставил обширное литературное наследие: толкования, беседы, диалоги, письма, трактаты по богословию, считался составителем текста литургии и родоначальником церковного песнопения (Антифонария), был теоретиком богословия - автором философских учений и церковных доктрин.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти