«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского; VIII в.; ОР РНБ. Lat. F.v.I № 6

Категории

Рукописи латинского алфавита

Идентификатор
«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского; VIII в.; ОР РНБ. Lat. F.v.I № 6
Название
«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского
Вид (Тип)
Кодекс/фрагмент кодекса
Разновидность (характер)
Кодекс
Самоназвание
Expositio Evangelii secundum Lucam.
Аннотация
Первые пять книг «Комментария к Евангелию от Луки» богослова Амвросия Медиоланского.
Общее описание

Переплет каролингской эпохи, массивные доски, обтянутые светлой кожей с фрагментами «слепого» орнаментального тиснения в виде креста из плетенки англо-саксонского стиля на крышках; на верхней крышке переплета бумажная наклейка с орнаментом из листьев (перо, чернила). Корешок с «пяткой». Рукопись неоднократно переплеталась. Известно, что в XII веке в скриптории Корби производилась реставрация старых переплетов. Возможно, в это время первоначальный переплет рукописи, имевший каптал с выступающими клапанами, стершимися от времени, был реставрирован новыми фрагментами кожи. Кодекс вложен в футляр из досок, покрытых красным сафьяном, с металлическими застежками. Текст написан в 2 столбца, 32 строки. Чернила коричневые. Пунктуация: точка, запятая, пробелы в местах пауз, на полях кавычки для цитат.  Внутри предложений текст на слова не разделен (scriptio continua). В IX веке в текст внесена корректура: косыми штрихами он разделен на слова, проставлены знаки пунктуации в виде запятой, точки с запятой и точки со штрихом. В аркадах минускулом написано название сочинения. Сигнатуры на обороте последнего листа в нижнем поле: a-R, R, s, v, x, y, [I]-IIII. Сокращения редкие: специальные знаки, «nomina sacra». Разлиновка полей и строк металлическим стержнем по одной стороне развернутых листов; на отдельных листах есть строчные наколы. Корректура IX века: интерлинеарная (межстрочная) и маргинальная, на полях вписаны пропущенные строки, добавлены знаки пунктуации и разделения текста на слова. Фолиация XVII века в правом верхнем углу, с листа 170 – двойная из-за ошибки.

Подлинность
Копия
Размеры
326 x 217-220 мм (текст: 260-269 x 180-182 мм)
Количество листов
II, 211, I
Алфавит
Латиница
Стиль / тип письма
Корбийский минускул
Материал
Форма
Кодекс
Цвет чернил
Коричневый
Способ линовки
Стилос
Страна
Франция
Учреждение создания
Провенанс
Рукопись находилась в аббатстве Корби со времени ее переписки до 1638 года и была зафиксирована в каталогах монастырской библиотеки XI-XIII веков. Корбийское происхождение рукописи также подтверждает запись XVII века о принадлежности рукописи монастырю Корби (на листе 1). С 1638 года кодекс принадлежал аббатству Сен-Жермен-де-Пре (в каталоге 1677 года № 122, в каталоге 1740 года № 205). В 1791 году рукопись была приобретена П. П. Дубровским и в 1805 году поступила в Императорскую Публичную библиотеку в составе его коллекции.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Lat. F.v.I № 6
Издание / публикация
  • MPL, XV, 1527-1850;
  • CSEL, XXXII, Pt. IIII.
Библиография

• Staerk A. Les Manuscrits Latins du Ve au XIIIe siècle conserves à la Bibliothèque Imperiale de Saint-Petersbourg. Saint-Petersbourg, 1910. T. I. Р. 38-39 № 2;
• Dobias-Rozdestvensky O. Quelques inapercus. Sur la voie d’un catalogue. A propos des Mss. de la Bibliotheque Publique: F.v.I, 4. - F.v.I, 6. - F.v.I, 12. - F.v.IV, 3 // Analecta Medii Aevi = Средневековье в рукописях публичной библиотеки. Т. II. Ленинград, 1928. C. 26-36;
• Dobiaš-Roždestvenskaja O. A. Histoire de l’atelier graphique de Corbie de 651 а 830, reflétée dans les manuscrits de Leningrad. Leningrad, 1934. P. 139-140;
• Добиаш-Рождественская О. А. Древнейшие латинские рукописи: Каталог. Л., Ротатор ГПБ, 1965. Ч. 2: VIII - нач. IX вв. C. 57-61;
• Lowe E. A. Codices Latini Antiquiores. Part VI. Oxford, 1954. P. 6 № 1602;
• Mérindol Ch. La production des livres peints à l’abbaye de Corbie au XIIe siècle. Etude historique et archéologique. T. II. Paris, 1976. P. 1020-1024;
• Dobiaš-Roždestvenskaja O. A., Bakhtine W. W. Les anciens manuscrits latins de la Bibliothèque publique Saltykov-Scedrin de Leningrad VIIIe-début IXe siècle. Paris, 1991. P. 44-46, № 21;
• Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des neunten Jahrhunderts (mit Ausnahme der wisigotischen). Th. II: Laon-Paderborn. Hrsg. von B. Ebersperger. Wiesbaden, 2004. S. 78, № 2304с;
• Блескина О. Н. Ambrosius Mediolanenis // Искусство западноевропейской рукописной книги V–XVI вв. Каталог выставки / The State Hermitage Museum. Catalogue. The Art of V-XVI Century European Manuscripts. СПб.: ГЭ, 2005. С. 78-79. 

Состояние памятника
Дефекты пергамена естественного происхождения (дырки, неровные углы и края), дырочки от жука-кожееда на крышках переплета, на листах в начале и в конце кодекса, пятна различного происхождения, мелкие складки; кожа на крышках переплета сильно потерта, с мелкими утратами, застежка утрачена.
Автор(ы) описания
Текст на языке оригинала

Лист 1, колонка 1:

Expositvm s(an)c(t)i

Ambrosii in Lvca

Evangelista libri V.

Scriptvri

euangelii librum

quem Lucas s(an)c(tu)s

pleniore quoda(m)

ad modo rerum

dominicarum dis

tinctione diges

sit stilum ipsum

prius exponendum putamus

est enim historicus. Nam licet

scribtura diuina mundan(a)e

euacuet sapientiae disci

plinam. quod maiore fuca

ta uerborum ambitu quam

rerum ratione subnixa sit.

tamen si quis in scripturis

diuinis etiam illa quae mi

randa illi putant quaerit

inueniet, tria sunt enim

quae filosofi mundi istius pr(a)e

cellentissima patauerunt

triplicem scilicet esse sa

pientiam, quod aut natu

ralis sit aut moralis aut

rationabilis, haec tria

 

Лист 1, колонка 2:

iam et in uetere testamento

potuimus aduertere, quid eni(m)

aliud significant tres illi pu

tei. quorum unus est uisionis

alius habundantiae terti

us iuramenti. nisi triplicem

istam in patriarchis fuisse

uirtutem? rationabilis pute

us uisionis eo quod ratio uisu(m)

mentis acuat. et animi pur

get optutum, ethicus puteus

habundantiam eo quod ceden

tibus allofilis. quorum specie

uitia corporis igurantur

uiuae Isaac liquorem mentis

inuenit, purum enim proflu

unt boni mores, et bonitas

ipsa popularis habundat

aliis. sibi restrictior, ter

tius puteus iuramenti hoc

est sapientiae naturalis

quae ea quae supra naturam

uel naturae sunt conprae

hendat, quod enim adfirmat(ur)

et quasi D(e)o teste iuratur.

etiam diuina conplectitur

cum D(omi)n(u)s naturae fidei testis

adhibetur, quid etiam tres

libri Salomonis. unus de pro

uerbiis alius Eclesiastes

tertius de Canticis canti

corum. nisi trinae huius

Комментарий текстологический
Комментарии к Евангелию от Луки в десяти книгах (частях) составлены знаменитым богословом между 385-389 годами на основе его проповедей в миланских церквях, и труда о Евангелии греческого богослова Евсевия Кессарийского (ум. 340). Кодекс РНБ содержит пять первых книг сочинения.
Техническая дата
0750-01-01
Дата создания, от
750
Дата создания, до
800
Комментарий хронологический

Руководствуясь знаниями о периоде аббатства Леутхария, О. А. Добиаш-Рождественская датировала кодекс временем около 750 года. В дальнейшем палеографы считали временем переписки кодекса середину – вторую половину VIII века. 

Век
VIII в.
Персона (Автор)
Персона (Писарь или переписчик)
Персона (Коллекции)
Комментарий исторический
Автор комментария к Евангелию от Луки Амвросий Медиоланский (333/40–397) – раннехристианский ученый-богослов, именуемый «Отцом церкви». Амвросий Медиоланский родился в Трире в знатной христианской семье. Его отец был префектом Галлии, и многие представители рода занимали консульские должности. Амвросий обучался в Риме риторике и праву, изучал богословие и толковал тексты Священного Писания. Он слыл прекрасным оратором, проповедовал христианство, боролся с язычниками и еретиками (арианами), заботясь о чистоте церковных догматов. В 369 году Амвросий был назначен императором Валентианом консулом Эмилии с резиденцией в Милане. Благодаря своему ораторскому дару и активной деятельности по распространению идей христианского учения, в 374 году, еще не приняв крещение, Амвросий был избран епископом Милана. Ему принадлежат несколько богословских трудов, комментариев к текстам Священного Писания, проповедей, гимнов. Амвросий Медиоланский считается основоположником церковного пения в Западной церкви.
Комментарий палеографический

Кодекс написан в корбийском скриптории по заказу аббата Леутхария (751-768) писцом Ингреем, что подтверждено записями в конце кодекса на листе 211: «…Ingreus adiuvante domino scripsit» (написал Ингрей с божьей помощью); «Leutcharius abba iussit fieri (аббат Леутхарий приказал сделать); «Leutcharius iussit hunc sanctum scribere librum» (Леутхарий приказал написать эту священную книгу). Известно, что Леутхарий был аббатом монастыря Корби в 50-е годы VIII века. Корбийское книжное письмо этого периода принято называть именем аббата Леутхария. О. А. Добиаш-Рождественская также предлагала именовать этот тип письма по имени переписчика данного кодекса Ингрея. Письмом IX века на листе 211 рукописи также написано имя Ратберт (Ratbertus). Возможно, что речь идет об аббате Пасхазии Ратберте (ум. после 856), возглавившем корбийский монастырь в середине IX века. Как предполагает Добиаш-Рождественская, корректура и знаки пунктуации в тексте могли быть сделаны его рукой. Э. Лоу и Б. Бишоф классифицируют письмо этой рукописи как полуунциал, несмотря на то что графически он практически полностью соответствует каролингскому минускулу.

Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти