«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского; VIII в.; ОР РНБ. Lat. F.v.I № 6

Категории

Рукописи латинского алфавита

Идентификатор
«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского; VIII в.; ОР РНБ. Lat. F.v.I № 6
Название
«Комментарий к Евангелию от Луки» Амвросия Медиоланского; VIII в.; ОР РНБ. Lat. F.v.I № 6
Вид (Тип)
Кодекс/фрагмент кодекса
Разновидность (характер)
Кодекс
Самоназвание
Expositio Evangelii secundum Lucam.
Аннотация
Комментарий к Евангелию от Луки (Изложение Евангелия от Луки) Амвросия Медиоланского
Общее описание
Переплет каролингской эпохи, массивные доски, обтянутые светлой кожей с фрагментами «слепого» орнаментального тиснения в виде креста из плетенки англо-саксонского стиля на крышках; на верхней крышке переплета бумажная наклейка с орнаментом из листьев (перо, чернила). Корешок с «пяткой». Рукопись неоднократно переплеталась. Известно, что в XII веке в скриптории Корби производилась реставрация старых переплетов. Возможно в это время первоначальный переплет рукописи, имевший каптал с выступающими клапанами, стершимися от времени, был реставрирован новыми фрагментами кожи. Кодекс вложен в футляр из досок, покрытых красным сафьяном, с металлическими застежками.
Подлинность
Копия
Размеры
326 x 217-220 мм (текст: 260-269 x 180-182 мм)
Количество листов
II, 211, I
Алфавит
Латиница
Стиль / тип письма
Корбийский минускул
Материал
Форма
Кодекс
Цвет чернил
Коричневый
Способ линовки
Стилос
Страна
Франция
Учреждение создания
Провенанс
Рукопись находилась в аббатстве Корби со времени ее переписки до 1638 года и была зафиксирована в каталогах монастырской библиотеки XI-XIII веков. Корбийское происхождение рукописи также подтверждает запись XVII века о принадлежности рукописи монастырю Корби (на листе 1). С 1638 года кодекс принадлежал аббатству Сен-Жермен-де-Пре (в каталоге 1677 года № 122, в каталоге 1740 года № 205). В 1791 году рукопись была приобретена П. П. Дубровским и в 1805 году поступила в Императорскую Публичную библиотеку в составе его коллекции.
Издание / публикация
MPL, XV, 1527-1850; CSEL, XXXII, Pt. IIII.
Библиография
Staerk A. Les Manuscrits Latins du Ve au XIIIe siècle conserves à la Bibliothèque Imperiale de Saint-Petersbourg. Saint-Petersbourg, 1910. T. I. Р. 38-39 № 2; Dobias-Rozdestvensky O. Quelques inapercus. Sur la voie d’un catalogue. A propos des Mss. de la Bibliotheque Publique: F.v.I, 4. - F.v.I, 6. - F.v.I, 12. - F.v.IV, 3 // Analecta Medii Aevi = Средневековье в рукописях публичной библиотеки. Т. II. Ленинград, 1928. C. 26-36; Dobiaš-Roždestvenskaja O. A. Histoire de l’atelier graphique de Corbie de 651 а 830, reflétée dans les manuscrits de Leningrad. Leningrad, 1934. P. 139-140; Добиаш-Рождественская О. А. Древнейшие латинские рукописи: Каталог. Л., Ротатор ГПБ, 1965. Ч. 2: VIII - нач. IX вв. C. 57-61; Lowe E. A. Codices Latini Antiquiores. Part VI. Oxford, 1954. P. 6 № 1602; Mérindol Ch. La production des livres peints à l’abbaye de Corbie au XIIe siècle. Etude historique et archéologique. T. II. Paris, 1976. P. 1020-1024; Dobiaš-Roždestvenskaja O. A., Bakhtine W. W. Les anciens manuscrits latins de la Bibliothèque publique Saltykov-Scedrin de Leningrad VIIIe-début IXe siècle. Paris, 1991. P. 44-46, № 21; Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des neunten Jahrhunderts (mit Ausnahme der wisigotischen). Th. II: Laon-Paderborn. Hrsg. von B. Ebersperger. Wiesbaden, 2004. S. 78, № 2304с; Блескина О. Н. Ambrosius Mediolanenis // Искусство западноевропейской рукописной книги V–XVI вв. Каталог выставки / The State Hermitage Museum. Catalogue. The Art of V-XVI Century European Manuscripts. СПб.: ГЭ, 2005. С. 78-79.
Состояние памятника
Дефекты пергамена естественного происхождения (дырки, неровные углы и края), дырочки от жука-кожееда на крышках переплета, на листах в начале и в конце кодекса, пятна различного происхождения, мелкие складки; кожа на крышках переплета сильно потерта, с мелкими утратами, застежка утрачена.
Автор(ы) описания
Текст на языке оригинала
Лист 1 (колонка 1): (1) Expositvm s(an)c(t)i (2) Ambrosii in Lvca (3) Evangelista libri V. (4) Scriptvri (5) euangelii librum (6) quem Lucas s(an)c(tu)s (7) pleniore quoda(m) (8) ad modo rerum (9) dominicarum dis (10) tinctione diges (11) sit stilum ipsum (12) prius exponendum putamus (13) est enim historicus. Nam licet (14) scribtura diuina mundan(a)e (15) euacuet sapientiae disci (16) plinam. quod maiore fuca (17) ta uerborum ambitu quam (18) rerum ratione subnixa sit. (19) tamen si quis in scripturis (20) diuinis etiam illa quae mi (21) randa illi putant quaerit (22) inueniet, tria sunt enim (23) quae filosofi mundi istius pr(a)e (24) cellentissima patauerunt (25) triplicem scilicet esse sa (26) pientiam, quod aut natu (27) ralis sit aut moralis aut (28) rationabilis, haec tria Лист 1 (колонка 2): (1) iam et in uetere testamento (2) potuimus aduertere, quid eni(m) (3) aliud significant tres illi pu (4) tei. quorum unus est uisionis (5) alius habundantiae terti (6) us iuramenti. nisi triplicem (7) istam in patriarchis fuisse (8) uirtutem? rationabilis pute (9) us uisionis eo quod ratio uisu(m) (10) mentis acuat. et animi pur (11) get optutum, ethicus puteus (12) habundantiam eo quod ceden (13) tibus allofilis. quorum specie (14) uitia corporis igurantur (15) uiuae Isaac liquorem mentis (16) inuenit, purum enim proflu (17) unt boni mores, et bonitas (18) ipsa popularis habundat (19) aliis. sibi restrictior, ter (20) tius puteus iuramenti hoc (21) est sapientiae naturalis (22) quae ea quae supra naturam (23) uel naturae sunt conprae (24) hendat, quod enim adfirmat(ur) (25) et quasi D(e)o teste iuratur. (26) etiam diuina conplectitur (27) cum D(omi)n(u)s naturae fidei testis (28) adhibetur, quid etiam tres (29) libri Salomonis. unus de pro (30) uerbiis alius Eclesiastes (31) tertius de Canticis canti (32) corum. nisi trinae huius
Комментарий текстологический
Комментарии к Евангелию от Луки в десяти книгах (частях) составлены знаменитым богословом между 385-389 годами на основе его проповедей в миланских церквях, и труда о Евангелии греческого богослова Евсевия Кессарийского (ум. 340). Кодекс РНБ содержит пять первых книг сочинения.
Техническая дата
1970-01-01
Век
VIII в.
Персона (Автор)
Персона (Писарь или переписчик)
Персона (Коллекции)
Комментарий палеографический
Кодекс написан в корбийском скриптории по заказу аббата Леутхария (751-768) писцом Ингреем, что подтверждено записями в конце кодекса на листе 211: «…Ingreus adiuvante domino scripsit» (написал Ингрей с божьей помощью); «Leutcharius abba iussit fieri (аббат Леутхарий приказал сделать); «Leutcharius iussit hunc sanctum scribere librum» (Леутхарий приказал написать эту священную книгу). Известно, что Леутхарий был аббатом монастыря Корби в 50-е годы VIII века. Корбийское книжное письмо этого периода принято называть именем аббата Леутхария. О. А. Добиаш-Рождественская также предлагала именовать этот тип письма по имени переписчика данного кодекса Ингрея. Письмом IX века на листе 211 рукописи также написано имя Ратберт (Ratbertus). Возможно, что речь идет об аббате Пасхазии Ратберте (ум. после 856), возглавившем корбийский монастырь в середине IX века. Как предполагает Добиаш-Рождественская, корректура и знаки пунктуации в тексте могли быть сделаны его рукой. Руководствуясь временем аббатства Леутхария она датировала кодекс около 750 года. В дальнейшем палеографы считали временем переписки кодекса середину - вторую половину VIII века. Э. Лоу и Б. Бишоф классифицируют письмо этой рукописи как полуунциал, несмотря на то что графически он практически полностью соответствует каролингскому минускулу.
Комментарий исторический
Автор комментария к Евангелию от Луки Амвросий Медиоланский (333/40–397) – раннехристианский ученый-богослов, именуемый «Отцом церкви». Амвросий Медиоланский родился в Трире в знатной христианской семье. Его отец был префектом Галлии, и многие представители рода занимали консульские должности. Амвросий обучался в Риме риторике и праву, изучал богословие и толковал тексты Священного Писания. Он слыл прекрасным оратором, проповедовал христианство, боролся с язычниками и еретиками (арианами), заботясь о чистоте церковных догматов. В 369 году Амвросий был назначен императором Валентианом консулом Эмилии с резиденцией в Милане. Благодаря своему ораторскому дару и активной деятельности по распространению идей христианского учения, в 374 году, еще не приняв крещение, Амвросий был избран епископом Милана. Ему принадлежат несколько богословских трудов, комментариев к текстам Священного Писания, проповедей, гимнов. Амвросий Медиоланский считается основоположником церковного пения в Западной церкви.
Место создания

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти