Категории
Рукописи латинского алфавита
Идентификатор
Грамота Одо де Сюлли; 1204 г.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 24
Название
Грамота Одо де Сюлли; 1204 г.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 24
Разновидность (характер)
Грамота
Аннотация
Грамота Одо де Сюлли, епископа Парижа, которой он добавляет к 40 солидам парижской монетой, выделенных из казны капитула церкви Нотр-Дам в Париже, еще 60 солидов парижской монетой из своих собственных доходов в Кло Брюно для распределения между канониками и клиром церкви Нотр-Дам во время ежегодного празднования его годовщины. Кроме того, он выделяет дополнительные 40 парижских ливров для распределения между клириками хоров той же церкви.
Общее описание
Текст имеет 13 строк, написанные в одну колонку. Последняя строка доведена до рамки текста.
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: материалы, манера письма, аутентичный формуляр.
Размеры
240/230 x 295/300 мм
Стиль / тип письма
Готический минускул
Формат листа / тетради
Carta transversa
Способ линовки
Свинцовый карандаш
Провенанс
Документ приобретен Николаем Петровичем Лихачевым в период до 1914 года в неизвестной антикварной фирме.
Библиография
Troyen L. Des archives aux cartulaires: L’administration de l’écrit au chapitre de Notre-Dame de Paris (XIIe-XIIIe siècles) / Administrer par l’écrit au Moyen Âge : (XIIe-XVe siècle) [en ligne]. Paris : Éditions de la Sorbonne, 2019 (généré le 11 mars 2022). [URL: http://books.openedition.org/psorbonne/54522]; Dictionnaire de Spiritualité. Ascétique et mistique. Doctrine et histoire. Paris, 1961. T. IV, P. 2. Col. 1678-1680; Tombeau d'Odon de Sully, évêque de Paris, à Notre-Dame / Archive Numérique de la Collection Gaignières (1642-1715) [URL: https://www.collecta.fr/p/COL-IMG-15414]; Chapitre de Notre-Dame de Paris. Grand Pastoral [Magnum Pastorale]. Cartulaire de Notre-Dame de Paris (копия грамоты в картулярии XIII века, хранится в Archives Nationales à Paris, LL//76); Cartulaire de l’église de Notre-Dame de Paris / Publ. par. M. Guérard. Paris, 1850. T. I; Cartulaire de l’église de Notre-Dame de Paris / Publ. par. M. Guérard. Paris, 1850. T. II; Cartulaire de l’église de Notre-Dame de Paris / Publ. par. M. Guérard. Paris, 1850. T. IV.
Состояние памятника
Хорошее. Многочисленные следы горизонтальных сгибов. Несколько небольших отверстий слева могут свидетельствовать о том, что данный документ был некогда соединен с другими документами.
Состояние надписи
Текст сохранился полностью.
Комментарий исторический
На протяжении XII–XIII веков капитул Нотр-Дам-де-Пари утвердился как независимый от власти Парижского епископа институт, со своим владениями и своей юрисдикцией. Епископ Парижский, чья власть и сферы компетенции на протяжении XII–XIII веков также росли и ширились, в свою очередь, стремился к установлению контроля над капитулом [Troyen 2019]. Представленный документ был составлен в период, когда капитул и епископ Одо отказались от выяснения границ компетенций, объединив усилия, в том числе, для строительства собора Нотр-Дам-де-Пари. Епископ Одо происходил из знатной семьи де Сюлли, состоящей в родстве с Плантагенетами, Капетингами и графами Шампани. Он родился около 1160 года, получил образование в Париже, а затем занимал различные церковные посты. Вершиной карьеры Одо стало его избрание в июне 1197 года епископом Парижа. Став епископом и будучи талантливым администратором, Одо де Сюлли способствовал учреждению новых орденов, аббатств и приходов; он принимал участие в становлении Парижского университета; составил Синодальные статуты, регламентирующие церковную жизнь во вверенном ему диоцезе [Dictionnaire de Spiritualité, Col. 1678-1680]. Одо скончался 13 июля 1208 года и был погребен в соборе Нотр-Дам-де-Пари (гробница находится между скамьей часовни и входом на хоры церкви), в строительстве которого, при жизни, принимал активное участие. Представленный документ, выполненный из прекрасно выделанного, ровно обрезанного пергамена, начертанный каллиграфическим почерком, отличного качества чернилами, подтверждает и дополняет финансовые источники фонда празднования годовщины Одо де Сюлли. Согласно документу, ещё до 1204 года декан Гуго Клеменс (1195-1212) и капитул церкви Нотр-Дам выделили 40 солидов парижской монетой из собственной казны (bursa) для ежегодного празднования в Парижской церкви годовщины епископа (anniversarium nostrum… in Ecclesia Parisiensis). Поскольку в средневековых актах термин «Ecclesia Parisiensis» применялся и к Парижскому диоцезу, во главе которого стоял епископ Парижский, и к церкви Нотр-Дам-де-Пари, термин «годовщина» (anniversarium) в грамоте может быть истолкован неоднозначно. Можно предположить, что термин означает годовщину занятия епископского престола в Парижском диоцезе. Однако более вероятно традиционное значение термина: годовщина упокоения донатора, подразумевающая проведение ежегодной поминальной службы, на которую выделяются определенные средства. В 1204 году Одо принял решение дополнить фонд (beneficium) капитула 60 солидами парижской монетой из своих доходов (in censu nostro) c Кло Брюно (лат. Brunellum, фр. Clos Bruneau, улица исчезла в 1855 году). В Кло Брюно, которым он владел, как епископ, совместно с аббатством Святой Женевьевы (ecclesia Sancte Genovefe in monte Parisiensi), находились виноградники, вино из которых высоко ценилось школярами из соседнего Латинского квартала. В XIV веке через Кло Брюно была проложена улица, в XVII веке получившая название Сен-Жан-де-Бовэ (rue Saint-Jean-de-Beauvais, совр. rue Jean-de-Beauvais). Этот топоним находится среди дорсальных надписей представленного документа, возможно, уточняющих расположение виноградника, доход с которого передавался (dedimus et concessimus in perpetuum) епископом капитулу для увеличения поминального фонда. Получившиеся в сумме 100 солидов парижской монетой должны были ежегодно делиться в ночь перед годовщиной и в день годовщины между канониками и клириками (clericis maioris) алтаря церкви Нотр-Дам. Такого рода поминальные службы составляли один из источников дохода служителей церкви. Оплата производилась только в том случае, если служитель присутствовал на мессе. Это мотивировало к выполнению обязательств перед основателем мемориального фонда, ушедшего в мир иной много лет тому назад. Также епископ выделил 40 парижских ливров клирикам хоров Нотр-Дам, причем источник этого дохода в грамоте не был указан. Вероятно, после смерти епископа и установления празднования его годовщины между клириками и канониками хора произошел конфликт. В поминальной книге церкви Нотр-Дам особо оговаривается, что 40 ливров выплачиваются клирикам, а не каноникам хоров Нотр-Дам [Cartulaire 1850, P. 107-108]. Представленный акт демонстрирует, с одной стороны, союзнические отношения епископа Парижского и Парижского капитула, объединенных в пространстве собора как строящегося места коллективной памяти (средневековый этап возведения собора закончился XIV веке). С другой стороны, грамота показывает, как епископ перехватывает инициативу капитула, вмешиваясь в его систему благочестивой экономики и даже, скорее всего, ненамеренно, дестабилизируя её, не прописав четко распределение доходов из фонда.
Комментарий палеографический
Акт начертан канцелярским письмом, готическим шрифтом. Каллиграфический почерк подчеркивает торжественный характер акта, его нацеленность в вечность. Регулярное расположение букв, достаточно большое расстояние между словами, широкий междустрочный шаг и тщательно отмеренные поля демонстрируют, что автор акта не стремится к экономии пергамена. Акт легко читается благодаря разнообразию тильд и умеренному числу сокращений, продуманной пунктуации (не грамматической, но смысловой и интонационной). Акт отличается отсутствием удлиненных букв, что подчеркивает его независимый характер от королевской и папской канцелярий, но у букв ‘d’, ‘a’, ‘l’, ‘b’ подчеркнуто удлиненные вертикальные элементы, а у букв ‘g’ и s-конечной подчеркнуто удлиненные горизонтальные. Перекрещивающиеся в расширенном междустрочном пространстве горизонтальные и вертикальные элементы создают дополнительно ощущение легкости, а разнообразие в начертании одних и тех же букв (‘a’, ‘m’, ‘r’, ‘k’) – графического изобилия. Присутствует три типа тильд для обозначения сокращения: вертикальная, в форме открытых восьмерок, горизонтальная с украшением (k[arissi]mi n[ost]ri – 2) и простая горизонтальная (Eccl[es]ia – 3). Для сокращения -us используется два типа тиронских знаков (omnib[us] – 1, а также hui[us] – 12). Выносные ‘a’ (celeb[ra]ndum – 3) и ‘i’ (q[ui] – 9). Традиционные знаки сокращения, такие как -ibus и перечеркнутая ножка ‘p’ для p[er]. Тиронский знак для союза ‘et’. Торжественность инициалов подчеркивается штрихами: утроением и удвоением ‘N’ (Notum – 2, Nos – 5), удвоением ‘S’ (sal[u]t[em] – 1), ‘H’ (H[ugo] – 2), ‘P’ ( Parisien[sis] – 4), ‘O’ (прямой линией (Odo – 1) и росчерком (Omnib[us] – 1)), ‘С’ (Cet[er]is, Chori – 10), утроением A (An[n]iv[er]sarii). Вытянутое кверху треугольником тело инициалов ‘P’ и ‘D’. Удлиненные вертикальные элементы: у букв ‘d’, ‘l’, ‘b’, ‘k’, ‘h’ прямые, у буквы ‘d’ под углом, со скругленным наклоном сверху по ходу часовой стрелки (встречается и прямой вертикальный элемент, и под углом — dedmus – 5/6, иногда под сильным углом — q[ua]-d[ra]ginta – 7/8); у буквы ‘a’ кончик загнут крючком против часовой стрелки; у букв ‘f’ и s-длинной вертикальный элемент уходит чуть ниже строки и удлиняется поворотом по часовой стрелке снизу, сверху закругляется петлей с небольшим крючком на конце. Вертикальные элементы букв ‘p’, ‘q’ с крючком на конце, как и конечный элемент букв ‘m’ и ‘n’ (у конечных — с «коленцем»), конечной ‘i’, ‘x’. Заходящие под нижнюю строку вертикальные элементы букв ‘g’, круглой конечной ‘s’ удлиняются горизонтально и параллельно строке влево, у буквы ‘g’ встречаются с украшением. Встречается раздвоение вертикальных элементов: dictu[m] – 8, In hui[us] – 12. Сосуществуют две формы написания букв ‘r’ и ‘s’. Лигатурa ‘st’ без объединения в высшей верхней точке двух вертикальных элементов соединенных букв. Знаки переноса вынесены за рамку текста справа, за рамку текста слева вынесены начала слов на строках 3 и 8. Пунктуация лаконичная: точка внизу строки и точка с галочкой наверху для более сильных смысловых акцентов (на строке 5 обозначает переход к диспозции 1).
Комментарий дипломатический
В связи с возросшим влиянием власти епископов в XII веке и увеличением сфер епископской компетенции, формуляры епископских грамот XII – начала XIII веков отличаются большим разнообразием. Формуляр представленной грамоты соответствует её целям: подтвердить уже существующее постановление (не епископа, но отдельной институции) и дополнить его собственным распоряжением. Эсхатокол и протокол предельно простые. Эсхатокол открывается интитуляцией с традиционной формулой благочестия (dei gratia), затем следует характерный для епископских грамот этого времени универсальный адрес, послание адресовано всем христианам (omnibus christi fidelibus). Закрывается эсхатокол приветствием. Инвокация отсутствует. Протокол вводится словом actum, содержит только хронологическую дату, состоящую из даты от Рождества Христова и года правления епископа. Текст составлен сложно, и, вместе с тем, функционально. Он открывается нотификацией, после чего следует экспозиция, в которой повторяется принятое ранее деканом и капитулом церкви Нотр-Дам решение установить годовщину епископа и выделить на её празднование средства из казны капитула (как мог выглядеть формуляр утерянной грамоты декана и капитула можно представить из грамоты 1205 года, в которой декан и капитул утверждают годовщину каноника [Cartulaire 1850. II. P. 514-515]). После экспозиции следует сердце акта, диспозиция, которая вводится формулой благочестивой мотивации (Nos ipsorum devotionem attendentes) и которая разбита на две части, разделителем которых служит нотификация (Sciendum autem, quod). В первой части епископ передает капитулу (dedimus et concessimus) доход от держания в Кло Брюно, во второй части дает распоряжения по распределению средств фонда, образуемого первоначально выделенными средствами от капитула и передеваемыми капитулом епископом. Здесь же находится распоряжение выдавать определенную сумму клирикам хора церкви без указания её источника. Завершается текст корроборацией с анонсом печати епископа. Сравнение формуляра грамоты епископа Ода де Сюлли с грамотой его преемника, Петра Немурского, об установлении собственной годовщины [Cartulaire 1850. I. P. 347], показывает, что усложненная структура формуляра грамоты Одо обусловлена включением в неё информации о грамоте, исходящей от декана и капитула Нотр-Дам.