Фрагмент «О Граде Божием»; XI в.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 47. Карт. 625. № 29

Категории

Рукописи латинского алфавита

Идентификатор
Фрагмент «О Граде Божием»; XI в.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 47. Карт. 625. № 29
Название
Фрагмент «О Граде Божием»; XI в.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 47. Карт. 625. № 29
Вид (Тип)
Акт и памятник делопроизводства
Разновидность (характер)
Фрагмент кодекса
Самоназвание
Sancti Augustini De civitate Dei liber XX
Аннотация
Фрагмент «О Граде Божием» Аврелия Августина.
Общее описание
Фрагмент представляет собой верхнюю часть книжного листа (верхние 18 из примерно 30 или 35 строк). Текст написан в две колонки с пробелами между группами слов. Большой орнаментированный инициал исполнен сложным плетением в ирландской манере. Рубрики, номера глав на обороте и первые буквы названий написаны красными чернилами. Тёмные сгибы вдоль краёв пергамена, тёмная вертикальная полоса на месте крепления к переплёту, четыре пары отверстий вдоль краёв, а также следы клея на оборотной стороне листа указывают на то, что петербургский фрагмент был использован для укрепления книжного переплёта. Следы ржавчины отмечают края железных кнопок, которыми фрагмент крепился в витрине Музея палеографии Николая Петровича Лихачёва.
Подлинность
Копия
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: материалы, манера письма.
Размеры
275 x 185 мм (зеркало текста 170 х 175 мм)
Количество листов
1
Алфавит
Латиница
Стиль / тип письма
Беневентанское письмо
Материал
Форма
Отдельный лист
Формат листа / тетради
Carta non transversa
Цвет чернил
Коричневый
Страна
Италия
Провенанс
Документ приобретен Николаем Петровичем Лихачевым в период до 1914 года в неизвестной антикварной фирме.
Издание / публикация
«Звучат лишь письмена...». К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. С. 247-248, № 155.
Библиография
Brown,Virginia. A Second New List of Beneventan Manuscripts (I) // Medieval Studies, 40 (1978). P. 254; Murjanoff M., Quadri R. Zum beneventanischen Schrifttum und Initialornamentik // Italia medioevale e umanistica. 1965. Vol. 8. P. 309–311; Galynina I., Lackner Fr., Orosz Á., Weltin D. Die Handschriftliche Überlieferung der Werke des Heiligen Augustinus. Bd. 11 : Russland, Slowenien und Ungarn / Hrsg. von Cl. Weidmann. Wien, 2010 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse, Sitzungsberichte, Bd. 809). S. 248.
Состояние памятника
Хорошее. Документ прошёл процесс реставрации.
Состояние надписи
Имеются небольшие утраты текста.
Текст на языке оригинала
De die ultimi iudicii Dei quod ipse donauerit locuturi eumque adserturi aduersus impios et incredulos tamquam in aedificii fundamento prius ponere testimonia diuina debemus; quibus qui nolunt credere humanis ratiunculis falsis atque fallacibus contrauenire conantur, ad hoc ut aut aliud significare contendant quod adhibetur testimonium de litteris sacris, aut omnino diuinitus esse dictum negent. Nam nullum existimo esse mortalium, qui cum ea, sicut dicta sunt, intellexerit et a summo ac uero Deo per animas sanctas dicta esse crediderit, non eis cedat atque consentiat, siue id etiam ore fateatur siue aliquo uitio fateri erubescat aut metuat, uel etiam peruicacia simillima insaniae id, quod falsum esse nouit aut credit, etiam contentiosissime defendere moliatur. Quod ergo in confessione ac professione tenet omnis ecclesia Dei ueri Christum de caelo esse uenturum ad uiuos ac mortuos iudicandos, hunc diuini iudicii ultimum diem dicimus, id est nouissimum tempus. Nam per quot dies hoc iudicium tendatur, incertum est; sed scripturarum more sanctarum diem poni solere pro tempore nemo, qui illas litteras quamlibet neglegenter legerit, nescit. Ideo autem, cum diem iudicii Dei dicimus, addimus ultimum uel nouissimum, quia et nunc iudicat et ab humani generis initio iudicauit dimittens de paradiso et a ligno uitae separans primos homines peccati magni perpetratores; immo etiam quando angelis peccantibus non pepercit, quorum princeps homines a se ipso subuersus inuidendo subuertit, procul dubio iudicauit; nec [...]
Перевод на русский
Намереваясь говорить о дне последнего суда Божия, который будет производить Он сам, и имея целью защитить действительность его против нечестивых и неверующих, мы должны начать с божественных свидетельств, положив их как бы в основу здания. Не желающие верить этим свидетельствам стараются противопоставить им ложные и обманчивые доводы человеческого разума или для того, чтобы доказывать, будто приводимые из священных Писаний свидетельства имеют иное значение, или для того, чтобы вовсе отрицать в них божественность изречений. Ибо не найдется, по моему мнению, смертного, который бы, поняв эти свидетельства в их буквальном смысле и веря, что они изречены высочайшим и истинным Богом через святые души, не принял бы их к сердцу и не согласился бы с ними; выразит ли он это открыто или постыдится и побоится признаться в том вследствие какой-нибудь слабости; или же по упрямству, весьма похожему на помешательство, будет со всевозможным старанием защищать заведомую и сознательную ложь против заведомой и признанной всеми истины. Итак, вся церковь истинного Бога исповедует и проповедует, что Христос должен прийти с неба судить живых и мертвых. Это мы называем окончательным днем божественного суда, т. е. последним временем. Ибо сколько дней продолжится этот суд, неизвестно; но всякий, пусть даже и невнимательно читающий священное Писание, знает, что там слово «день» обыкновенно употребляется в смысле времени. Но, говоря об этом дне суда, мы прибавляем: окончательный или последний, потому что Бог судит и теперь, судил и с самого начала человеческого рода, когда изгнал из рая и удалил от дерева жизни первых людей, совершивших великое преступление; судил, несомненно, и тогда, когда не пощадил согрешивших ангелов, глава которых, погубив себя, погубил из зависти и людей… (Творения / Блаженный Августин; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. Санкт-Петербург: Алетейя; Киев: УЦИММ-пресс, 1998)
Комментарий текстологический
Представленный фрагмент содержит часть оглавления и начало первой главы двадцатой книги «О Граде Божием».
Обоснование датировки
Примерная датировка установлена на основании палеографического анализа.
Комментарий хронологический
Документ написан в середине XI века.
Персона (Автор)
Комментарий палеографический
Документ написан беневентанским письмом. Инципит исполнен маюскулом с декоративными элементами.
Комментарий исторический
Аврелий Августин (354–430), уроженец североафриканского города Тагаста, избранный в 396 году епископом Гиппона, известен как автор более сотни трудов и почитается как святой, отец и учитель Церкви. Крупнейшее произведение Августина «О граде Божием», написанное в период с 413 по 427 годы, являлось основополагающим для всего последующего развития западноевропейской христианской философской мысли.
Топонимический комментарий
Документ был написан в одном из южноитальянских скрипториев.
Элемент оформления
Запись или помета

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти