Грамота Роберта Овернского; 1196 г.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 8а

Категории

Рукописи латинского алфавита

Идентификатор
Грамота Роберта Овернского; 1196 г.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 8а
Название
Грамота Роберта Овернского; 1196 г.; Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 8а
Вид (Тип)
Акт и памятник делопроизводства
Разновидность (характер)
Грамота
Самоназвание
Litterae (грамота), elemosina (дарение в пользу монашеской обители)
Аннотация
Грамота Роберта Овернского, епископа Клермона, в пользу аббатства Фонтевро.
Общее описание
Документ имеет отношение к другому документу, хранящемуся в Архиве СПбИИ РАН под шифром ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326. № 8 и представляющим собой грамоту Вальтера II, епископа Отёна, с удостоверением схожего дарения Гвидо II, сеньора Дампьера, в пользу аббатства Фонтевро.
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: материалы, манера письма, аутентичный формуляр.
Размеры
218 x 105/107 мм
Количество листов
1
Алфавит
Латиница
Стиль / тип письма
Дипломатический минускул
Материал
Форма
Отдельный лист
Формат листа / тетради
Carta non transversa
Цвет чернил
Коричневый
Способ линовки
Свинцовый карандаш
Страна
Франция
Провенанс
Документ приобретен Николаем Петровичем Лихачевым в период до 1914 года в неизвестной антикварной фирме. Группа из тринадцати грамот из архива Фонтевро была приобретена им одновременно. При документах сохранилась общая двойная антикварная обложка с рукописной заметкой о Фонтевро и перечислением дат пергаменных грамот (грамота Готье II была датирована 1150 годом), позволяющих идентифицировать все документы. Лишь один из них (четырнадцатый), датированный 1200 годом атрибутировать не удалось. В дополнение к ним шло письмо от 1 июля 1642 года одной из аббатис Фонтевро, Жанны-Батисты де Бурбон, незаконнорожденной дочери французского короля Генриха IV. Пятнадцать документов были оценены в 1500 франков, по сотне за каждый. Но купил ли Лихачев всю эту коллекцию, или только 13 средневековых пергаменных грамот, установить не удалось. Еще один из документов, происходящий из архива аббатства Фонтевро –соглашение с канониками-августинцами из обители Фонтэн-ле-Конт, датированное январем 1266 (1267) года, – был приобретен Лихачевым в мае 1896 года за 20 франков через антиквариат Габриэля Шараве (1818–1879), находившийся под управлением его вдовы Розы Тритц (1838–1918) и известный под неофициальным названием «G. Charavay, veuve» (Revue des autographes, des curiosités de l’histoire et de la biographie. Vol. 187. Paris, 1896, mai. № 287). При документе сохранилась бумажная неполная транскрипция XIX века, дополненная и исправленная рукой хранителя ИКДП С.А. Аннинского (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 327, № 18). При трех других грамотах из описанной группы сохранились бумажные аннотации XIX века другого вида со следами крепления их к документу металлической французской булавкой (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 8. Карт. 326, № 5, 12. Карт. 327, № 28), что указывает на нахождение грамот в разных частных коллекциях. Среди сохранившихся в коллекции Н. П. Лихачева счетов парижского антиквара Антонина Вуазена (Voisin) есть один от 12 апреля 1898 года (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Колл. 55), где под номером 28877 стоит название аббатства «Fontevrault» и отмечена цена в 4 франка (Чиркова, 2014. С. 128, 130), но соотнести эту запись с конкретным документом не удалось.
Издание / публикация
Мажуга В.И. Грамоты аббатства Фонтевро в архиве ЛОИИ СССР АН СССР // ВИД. Т. IX. Л., 1978. C. 295–317. № 7 (аннотация); Частичная копия 1699 года (размер ренты ошибочно указан в 50 солидов вместо 500; опущено, где и когда ее собирают): Gaignières F. R. Chartularium monasterii Fontis-Ebraldi, in dioecesi Pictaviensi, quod Rogerius de Gaignieres partim ex chartis, partim ex magno ejusdem abbatiae chartulario describi curavit: Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 5480. Vol. I. P. 445; Копия 11 сентября 1744 года в регистрах Счетной палаты: Paris. Arch. Nat., K 222, n. 166.
Библиография
Чиркова А. В. Французские акты XI–XIII веков из собрания Н. П. Лихачева: К вопросу о формировании коллекции // Наследие Николая Петровича Лихачева. СПб, 2014 (Труды Государственного Эрмитажа, LXX). С. 122–134; Achaintre N.-L. Histoire généalogique et chronologique de la maison royale de Bourbon. Vol. I. Paris, 1825; Arbois de Jubainville H., d’. Histoire des ducs et comtes de Champagne. T. III: 1152–1181. Paris, 1861; Cottineau L.-H. Répertoire topo-bibliographique des abbayes et prieurés. T. I–II. Mâcon, 1936–1939; Courtalon-Delaistre J.-Ch. Topographie historique de la ville et diocèse de Troyes. T. III. Troyes; Paris, 1784; Daoust J. Fontevrault // Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques. T. 17. Paris, 1971. Col. 961–971; Fazy M. Les origines de Bourbonnais. T I. Catalogues des aсtes concernant l’histoire du Bourbonnais jusqu’au milieu du XIIIe siècle, accompagné d’un régeste des documents narratifs. Moulins, 1924; Fournoux B. de, Monicat J. Les chartes du Boubonnais (918–1522). Moulins, 1952; Gallia Christiana. T. II. Parisiis, 1720. T. IV. Parisiis, 1728; Gautier-Ernoul J. Prieuré fontevristes de Foicy // Prieurés fontevristes. Ressource électronique [URL: https://prieuresfontevristes.wordpress.com/]; Giry A. Manuel de diplomatique. Paris, 1894. Réimpr. anast.: Genève, 1975; Guillaume J.-B. Histoire généalogique des sires de Salins au comté de Bourgogne. Vol. I. Besançon, 1757; Huillard-Bréholles J.-L. A. Titres de la maison ducale de Bourbon. T. I. Paris, 1867; Levron J. Répertoire numérique des archives départementales de Maine-et-Loire. Série H. Angers, 1954; Longnon A. Documents relatifs au comte de Champagne et de Brie, 1172–1361. T. I. Paris, 1901; Maistre St. Histoire de la maison de Dampierre. Paris, 1884; Petit E. Histoire des ducs de Bourgogne de la race capétienne, avec des documents inédits et des pièces justificatives. T. III. Paris, 1889; Picard L.-A. L'ordre de Fontevraud de 1115 à 1207. Saumur, 1904; Roserot A. Notice sur le prieuré de Foissy // Annuaire administratif, statistique et commercial du département de l’Aube, pour 1886. 2e partie. P. 51–68; Stein H. Bibliographie générale des cartulaires Françaises ou relatifs à l’histoire de France. Paris, 1907.
Состояние памятника
Хорошее. На лицевой стороне имеются темные пятна неизвестного происхождения, без повреждения текста. В левом нижнем углу – небольшое отверстие – след сшивки грамоты с другими документами с помощью шнурка или пергаменного жгутика. Аналогичные проколы есть на всех остальных грамотах из архива Фонтевро в собрании Лихачева.
Состояние надписи
Текст сохранился полностью.
Текст на языке оригинала
(1) Ego Rotb(ertus), D(e)i gr(ati)a eccl(esi)e Clarom(ontensis) ep(is)c(opus). Notu(m) facimus om(n)ib(us), q(uo)d cu(m) d(omi)n(u)s Guid(o) de Domno Pet(ro) (2) et nobil(is) mulier M(athildis), uxor ei(us), intuitu salutis sue et parentu(m) suor(um) D(e)o et S(an)c(t)e Marie et (con)ventui (3) Font(is) Ebraudi ded(er)int q(ui)ngentos sol(idos) debitales, requisierunt nos suis litt(er)is, ut vellem(us), q(uo)d pie fece(4)rant, (con)firmare. Quor(um) pie peticioni faventes eor(um) factu(m) n(ost)ri sigilli munimine (con)firmamus. (5) Hos aut(em) q(ui)ngentos sol(idos) debet p(er)petuo p(er)cipere convent(us) Font(is) Ebraudi annis singulis in festo (6) S(an)cti Ioh(ann)is de operatoriis Silvin(iacensibus). Si q(ua) v(ero) p(er)sona in posteru(m) hanc helemosina(m) pietatis abstulerit v(e)l (7) impedierit, q(uo)min(us) ab eode(m) (con)ventu pacifice habeat(ur), tenem(ur) iusticia(m) eccl(es)iastica(m), p(ro)ut ad nos p(er)tinebit, (8) in eos, q(ui) atte(m)ptare(n)t, talia ex(er)cere, q(uo)d etia(m) postular(en)t d(omi)n(us) G(uido) et uxor illi(us). Et super hoc in testimoniu(m) (9) litt(er)as n(ost)ras (con)cessim(us). Act(um) anno M C XC VI, mense Iun(ii).
Дата создания (внутренняя датировка)
Act(um) anno M C XC VI, mense Iun(ii)
Обоснование датировки
Дата указана в тексте документа.
Комментарий хронологический
В Оверни вплоть до XV века использовался стиль с новогодием на Благовещенье, т.е. 25 марта (Giry. P. 117). Таким образом, 1196 год начался 25 марта 1196 года и закончился 24 марта 1197 года по нашему стилю.
Персона (Автор)
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Документ написан дипломатическим минускулом конца XII века с вероятным влиянием северофранцузского книжного раннеготического письма. Небольшой наклон влево заметен только в исполнении прописных букв и отдельных больших вертикалей. Отличительной чертой письма являются широкие верхние засечки под углом к малым и большим вертикалям, дающие эффект расщепа у ‘l’, ‘b’, ‘h’, ‘i’, ‘u’, вертикальной ‘d’, прописной ‘I’, первого элемента ‘n’, ‘m’, ‘r’, ‘p’, вертикали ‘a’. Выносные выходят вверх и вниз примерно на высоту в половину буквенного корпуса. Бокового хода пера не видно нигде. Строчная ‘d’ имеет, в основном, унциальную форму с очень короткой выносной; прямая ‘d’ встречается один раз («imperdierit» в начале 7 строки). Буква ‘t’ имеет заметную горизонталь (ее невозможно спутать с ‘c’) и с ее помощью – верхнее соединение с предыдущей и последующими буквами. Строчные ‘c’ и ‘e’ соединяются с последующими буквами не только снизу, но и сверху. Лигатура ‘st’ имеет верхнее короткое соединение, а лигатура ‘ct’ связана, как обычные строчные ‘с’ и ‘t’ – без дополнительной верхней выносной. Выносные ‘p’ имеют заметную засечку в виде волосного штриха, направленного по диагонали снизу вверх. Строчная ‘q’ имеет две формы завершения выносных – как у ‘p’, и в виде волосного штриха, загнутого влево. Такой же уходящий влево волосной штрих есть у второго элемента ‘h’, унциальных ‘M’ и ‘N’, острой ‘V’ в цифрах, союза ‘et’ в виде специального знака в форме 7, иногда – у последнего элемента конечных ‘m’ и ‘n’. Вертикальная ‘s’, ‘f’ и ‘r’ не имеют нижних выносных, а завершаются горизонтальной или волосной скругленной засечкой, напоминающей завершение малых вертикалей ‘i’, ‘m’ и ‘n’. Круглая громоздкая форма ‘s’ используется для прописных букв или для окончаний, но не регулярно. Строчная ‘g’ имеет очень небольшой закрытый хвост с волосным штрихом – переходом от первого скругленного элемента корпуса к горизонтали хвоста. Есть круглая форма ‘r’ после ‘o’. Косые штрихи сокращения -orum и второго элемента буквы ‘x’ выполняются справа налево и сверху вниз, опускаясь вниз под строку. Над строчными ‘i’ стоят косые волосные штрихи - в случае если две буквы идут подряд, вторая буква имеет нижнюю выносную (operatoriis). Прописные буквы использованы для начала предложений и отдельных частей формуляра. для личных имен епископа и дарителей и их инициалов, имени святого (S(an)cti Ioh(ann)is), некоторых топонимов (Silvin.), один раз – для обозначения монастыря (Convent(us)) и для выделения имени Богоматери в названии монастыря (MaRIe). Следует так же отметить небольшую буквицу, которой открывается текст грамоты. Знаки сокращения по умолчанию представляют собой надстрочную тильду в виде молниеподобного зигзага. Из специальных знаков сокращения встречаются специальные знаки для слога ‘per’, приставки pro- и con-, окончаний -us, -orum, -ur. Активно используются буквенные титла ‘o’, ‘a’, ‘i’. Союз ‘et’ всегда пишется через знак из системы тироновых, напоминающий прописную ‘I’ с горизонтальным элементов вместо верхней засечки. Знаки препинания в виде точки, стоящей на линии строки используются достаточно регулярно для конца предложения, а также для выделения с двух сторон инициалов, сокращенных личных имен, римских цифр и частей формулы даты.
Комментарий исторический
Аббатство Фонтевро было основано пустынником Робертом Арбриссельским в 1101 году как двойной монастырь, где находили приют, как мужчины, так и женщины. Центральная обитель Ордена состояла из четырех монастырей: главная женская обитель Св. Марии (Grand-Moûtier – адресат дарения Гвидо Дампьерского, названный в грамоте епископа Роберта Клермонского), приорат Сен-Лазар со странноприимным домом, конвент св. Марии Магдалины для кающихся грешниц и мужская обитель – приорат Saint-Jean-de-l'Habit. Приораты Фонтевро изначально состояли из двух обителей – мужской и женской. Во главе одноименного Ордена стояла аббатиса Фонтевро. Аббатство с самого начала давало приют одиноким женщинам из аристократических родов, благодаря чему получало множество вкладов от их родственников, а монастырская усыпальница стала последним пристанищем целого ряда представителей королевских династий Плантагенетов и Бурбонов. Документы из коллекции Лихачева относятся к самому началу взаимоотношений рода Бурбонов с аббатством Фонтевро. Грамота епископа Роберта Клермонского, удостоверяет то же дарение Гвидо Дампьерского (ум. 1216) и его супруги Матильды Бурбонской (ум. 1218), что и грамота епископа Отёна Вальтера (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Карт. 326, № 8). Этот вариант удостоверения опускает монету, в которой собиралась предоставленная Фонтевро рента (жиенские денарии) и использует другую счетную единицу, определяя сумму в 500 солидов (=25 ливров). В отличие от грамоты епископа Отёна, этот документ – единственный из сохранившихся свидетельств этого дарения – называет день ежегодных выплат – праздник св. Иоанна (очевидно, 24 июня – Рождество Иоанна Крестителя). Рента собирается с неких мастерских в городе Сувиньи, историческом центре Бурбонне, получившем статус коммуны от деда Матильды – Аршамбо VII (ум. около 1171), каковой был подтвержден Гвидо Дампьерским в том же 1196 году (Huillard-Bréholles, I. n. 27). Грамота от имени самого Гвидо Дампьерского, изданная в июне 1211 года и удостоверяющая то же дарение ренты в 25 ливров, называет условие ее сбора: если с мастерских будет собрано недостаточно, то бальи Сувиньи должен будет дополнить ежегодное пожертвование аббатству Фонтевро из других доходов до необходимой суммы в 25 ливров (Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. 1, p. 178). Грамота 1211 года также указывает, что изначальной дарительницей ренты была Алиса Бургундская, мать Матильды (ум. 1209). Дарение было совершено ею в бытность герцогиней Бурбонне, когда она еще только принимала монашеский постриг («donum, quod Ala, quondam ducissa Borbon. ibi fecit, quando habitum religionis accepit»). Этими же словами описывает историю дарения грамота старшего сына Гвидо и Матильды – Аршамбо VIII, господина Бурбонне, от июня 1219 года (Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. 1, p. 448; Arch. Nat., К 222, n. 171; Fazy. n. 582). Время вступления Алисы в Орден и ее последующий статус не поддается однозначному определению по причине противоречий в перечнях аббатис Фонтевро, скудости просопографических данных в актах и путаницы с именами родственниц, имеющих одинаковые инициалы. Авторы «Христианской Галлии» отмечают, что согласно мартирологу Фонтевро, Алиса была монахиней в течение 36 лет и приняла постриг после смерти своего мужа, Аршамбо (ум. 1169), сына господина Бурбонне Аршамбо VII, и что помещение ее в ряд аббатис ошибочно (Gallia Christiana, II. Col. 1320–1321). Э. Пети указывает время монашеской жизни Алисы в 37 лет (Petit, III. P. 103–104, note 2). Согласно таблице в современном музее Фонтевро (см. так же: Daoust. Сol. 969), Алиса была восьмой аббатисой (с 1208 по 1209 годы) и наследовала в этом статусе своей матери, Марии Шампанской (ум. около 1207 или в 1208 году; см.: Gallia Christiana, II. Col. 1320), сестре графа Шампани, Генриха I Щедрого, которой адресована его грамота 1174 года из собрания Лихачева (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Карт. 326, № 6; Мажуга, № 2). Л.-А. Пикар датой вступления Алисы в Орден считает 1172 год, отмечая, что, овдовев, она успела выйти второй раз замуж за Одона Деольского, сеньора Шатору (Déols, Châteauroux), однако, ни Алису, не ее мать Марию Шампанскую он не отмечает в числе аббатис до 1207 года (Picard. P. 206–207, 197). В мартирологах Фонтевро, скопированных Ф.Р. де Геньером, Мария несколько раз отмечена как аббатиса (karissima mater nostra, abbatissa), Алиса же названа просто дарительницей (benefactrix) (Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. II, p. 90, p. 153, 155, 161); в самом позднем и кратком мартирологе на французском ни Ала, ни Мария в числе аббатис не отмечены (Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. II, p. 142–143). В одном из мартирологов сказано, что Матильда Бурбонская, что дочь Алы, названной там аббатисой, после смерти мужа также приняла монашеский хабит Ордена Фонтевро, и похоронена в церкви приората Пон-Ратьер (Pont-Ratier, com. Charmes, dép. Allier) (Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. II, p. 127). Одновременно с дарением ренты с мастерских в Сувиньи, в июне 1196 года епископом Робертом Клермонским было удостоверено другое дарение Гвидо и его супруги в пользу Фонтевро – рента в 100 жиенских ливров, собираемых в деревне Charroz (Charroux, dép. Allier), также изначально представляющая вклад Алисы Бургундской, сделанный по поводу ее вступления в монастырь. Затем – после ее пострига и утраты прежнего статуса госпожи Бурбонне, это дарение было удостоверено ее дочерью Матильдой и ее тогдашним мужем Готье, сеньором Сален (Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. 1, p. 353; ms. lat. 17025 (olim coll. Gaignères, t. 137), t.1, f. 93; Fazy, n. 460). Вероятно, и дарение ренты в Сувиньи так же было когда-то подтверждено прежним мужем Матильды. Грамоты епископа Робера Клермонского от июня 1196 года с удостоверением этих двух вкладов аббатству Фонтевро, подтвержденных Гвидо Дампьерским, являются единственным свидетельством скорого заключения повторного брака Матильды после драматического развода с Готье Саленским, совершенного епископами Отёна и Труа и аббатом Монтьер-ан-Аргонн во исполнение папского предписания Целестина III от 14 апреля 1195 года (JL 17217). Однако ссылки в литературе чаще даются на второй документ, повторно скопированный Ф. Р. де Геньером – отдельно от других грамот Фонтевро (Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 17025 (olim coll. Gaignères, t. 137), t.1, f. 93; Petit, III. P. 103–104, note 2; Fazy, n. 460). Обращение к епископу Клермона со стороны Матильды Бурбонской, желающей связать своего нового супруга обязательствами в пользу своей матери-монахини, связано не только с опытом ее предыдущего неудачного брака. Роберт Овернский приходился двоюродным братом Матильде. Его мать Матильда Бургундская была родной сестрой Алисы Бургундской и дочерью Марии Шампанской. Монастырский архив, дошедший до наших дней в основном своем объеме и хранящийся в Архиве департамента Мен-е-Луар, занимает целую подсерию 101 H (437 картонов) и несколько десятков подсерий (в каждой от нескольких штук до полутора десятков картонов), посвященных отельным доменам и приоратам Фонтевро 102 H – 246 Н (Levron. P. 22–47). Грамота епископа Отёна 1196 года вместе с грамотой епископа Клермона, подтверждающего то же дарение, еще одно дарение Гвидона Дампьерского 1211 года и дарения его сеньоров – графов Шампани Генриха I от 1174 года, Генриха II от 1187 года и Теобальда IV от 1229 года (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Карт. 326, №№ 6, 7, 8, 8а, 25а, 47; Мажуга. № 1–3,7–9) хранились в одной сумке у окна доменов. Согласно выпискам Ф. Р. де Геньера из монастырского архива 1699 года (Paris. Bibl. Nat., ms. lat. 5480, vol. 1, p. 445–448) и дорсальным надписям первой половины XVII века, эта группа грамот определяла регулярный доход домениального владения Фонтевро вблизи Труа, первоначально связанного с приоратом Фуаси (Foicy, или Foissy, dép. Aube, com. St-Parres-aux-Tertres). Согласно грамотам Генриха I Щедрого, графа Шампани, от 1165 года и аббата Св. Мартина, августинской обители в Труа (Saint-Martin-ès-Aires), от 1136 года, приорат Фуаси был учрежден благодаря пожертвованиям дамы Шап (Chappes, dép. Aube) и дарению графа Шампани Теобальда II (1125–1152), передавшего аббатству Фонтевро пустынь в одном из своих охотничьих угодий вблизи Труа, основанную, вероятно, начале XII века (Roserot. P. 54–55; Gautier-Ernoul). Традиция датировать учреждение монастыря 1102 годом (Courtalon-Delaistre, III. P. 71; Cottineau, I. Col. 1164) не имеет под собой оснований (Ж.-Ш. Курталон относит присоединение монастыря к Ордену Фонтевро к XV веку). Начиная со второй четверти XII века монастырь располагал обширной собственностью в самом Труа. Документы Фуаси 1127–1816 годов сохранились в Архиве департамента Об (Troyes. Arch. dép. Aube. 27 H, связки 1–62, 1*–37*). Фонды приората в архиве Фонтевро содержат документы XIII–XVIII веков (Angers. Arch. dép. Maine-et-Loire. 145 H (3 картона); Levron. P. 3). Грамоты из собрания Лихачева, однако, относились к архивному ядру головной обители. Должное местоположение этих грамот в нынешних фондах Фонтевро, предположительно, относится к картонам 55–56 подсерии 101 H – «Дарения королей Франции, герцогов, графов, епископов и т.д.» с XII по середину XVIII веков (Levron. P. 23). Из общего массива эти документы были изъяты, согласно приказам Людовика XV 1738, 1739 и 1741 годов, и отправлены в Париж для восстановления утраченных при пожаре регистров королевской Счетной палаты, о чем 11 сентября 1744 года на каждой грамоте с лицевой или оборотной части была сделана соответствующая запись (Мажуга. С. 315). Поскольку король Франции являлся наследником как графов Шампанских, так и сеньоров Бурбонне, им же были унаследованы и обязательства регулярных выплат в пользу духовных учреждений, принятые на себя владетельными дарителями. В 1766 году документы были еще раз рассмотрены членами специальной комиссии при Парламенте, на предмет определения тех дарений королевских предшественников, которые подлежали бы выкупу в казну. Два документа (Архив СПбИИ РАН. ЗЕС. Карт. 326, №№ 25а, 47) были отмечены, как не подлежащие выкупу ввиду ответного обязательства монахинь Фонтевро поминать дарителя (т.е. прямых предков венценосной особы) в годовщину его смерти. По-видимому, грамоты так и не вернулись в архив Фонтевро, будучи застигнуты революционными событиями в Париже, а затем пропав в частных собраниях на целое столетие. В составе Большого картулярия Фонтевро, от которого сохранилась лишь часть (110 первых листов утрачено) с актами по середину XII века, дополненными записями 1189–1194 и 1203–1206 годов (Paris, BN, n. acq. lat, 2414 (olim coll. Phillipps, ms. 67); Stein, n. 1390; Grand cartulaire de Fontevraud (Pancarta et cartularium abbatissae et ordinis Fontis Ebraudi) / Publ. par J.-M. Bienvenu, avec la coll. de R. Favreau et G. Pon. T. I–II. Poitiers, 2000–2005), с которым работали эрудиты XVII века Э. Усо и А. Дюшен (Paris, BN, coll. Touraine-Anjou, t. 12, pp. 144-160; coll. Duchesne, t. 22, ff, 401-418), наших актов тоже нет. Исследователям они были известны благодаря копиям, снятым в 1744 году для регистров Счетной палаты (Paris. Arch. Nat., K 222), и в составе выписок Ф. Р. де Геньера, сделанных еще в архиве Фонтевро.
Комментарий дипломатический
Интитуляция вводится местоимением первого лица единственного числа, и содержит в себе формулу благочестия или смирения «Dei gratia». Формулой нотификации, выраженной глаголом первого лица множественного числа (pluralis maiestatis) и имеющей универсального адресата, вводится наррация, в которой сообщается о произошедшем акте дарения и об обращении дарителей к епископу. Диспозитив начинается с формулы корроборации – с приказа удостоверить совершенный акт приложением епископской печати. Юридические последствия совершенного акта (уплата подаренной ренты в пользу аббатства) выражены в виде епископского повеления. За ним следует комминаторная клаузула с духовными санкциями (преследование по суду с применением средств церковной цензуры, т.е. отлучение от таинств. отрешение от должности, наложение интердикта) нарушителям воли Гвидо и Матильды. Вместо формулы корроборации грамота завершается сообщением о приказе составить настоящий документ. Хронологическая дата содержит указание на год и месяц.
Место создания
Место (упомянутое)

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти