ГИМ; Воскр. перг. 7._Запись1
Идентификатор
ГИМ; Воскр. перг. 7._Запись1
Название
ГИМ; Воскр. перг. 7._Запись1
Комментарий
л.79-79 об. 1380 г. Запись писца о написании Молитвенника по заказу попа церкви св. Николая Микулы: «(л.79) В лето 6888-е написанъ быс(ть) молитвеникъ сии (далее написано по стертому иным почерком) рабу Б(ож)ию попу ерею Микуле С(вята)го Николе (далее снова первый почерк) бл(а)г(о)с(ло)ви его Б(ог)ъ, яко же С(вя)тии отци бо(го)носнии изложиша, Василии, Григории, Иоанн Златоустыи, (л.79 об.)и предаша они намъ, исправльше сию службу въкратце нашея ради немощи, молитися о своих съгрешен(ия)хъ и о людьскыхъ тяжестехъ, а где будеть переступлено или описанося, или с другом гл(агол)я, или въ помысле, исправльше поите, а не кленете, а вас Б(ог)ъ благословить». Первое «В» — киноварный контурный орнаментированный инициал средней величины. Запись сделана тем же почерком, что и основной текст, киноварью. «...Молитвеникъ сии...» — В древнерусской книжной традиции Молитвенниками обычно назывались греческие Евхологии (от греч. молитва) — соединение Служебника с Требником. Древнерусский Служебник представляет собой богослужебную книгу, основу которой составляют чинопоследования литургии и иерейские молитвы, которые читаются при совершении вечерни и утрени. Обычно открывается “Божественной Службой” (Литургией) Иоанна Златоуста или Василия Великого. Служебник иерея Микулы содержит именно Литургию Иоанна Златоуста и несколько молитв, почему и назван “Молитвенником”. Свою зависимость от греческого Евхология Микула выразил не только словом “Молитвенник”, но и самоопределением - “иерей”. «... рабу божию попу еръю МикулЪ...» - самоопределение Микулы включает два тождественных понятия: русское (“поп”) и греческое (“иерей”), одинаково означающих пресвитера. «... святаго Николе...» - к сожалению, никакими данными о местоположении владельца Служебника - церкви св. Николая (Чудотворца?), упомянутой в качестве места службы заказчика — иерея Микулы, - мы не располагаем. «... благослови его Богъ...» - благопожелание ограничено здесь божьим благословением; нигде больше в выходных записях не встречается. «... яко же святи отци богоноснии изложиша Василии...» — Василий Великий, архиепископ Кессарийский, один из отцов Церкви, святой родился ок. 329 г. в Неокесарии (М. Азия), ум. 1 января 379 г. Автор Литургии, нескольких Бесед, Слов, монашеских и нравственных правил. К его догматическим сочинениям относятся “Книга против Евномия” и “О святом Духе к Амфилохию Иконийсскому”. «... Григории...» - Григорий Богослов (Назианзин), один из отцов Церкви, святой родился ок. 329 г. в Каппадокии, близ г. Назианса, ум. в 389 г. Автор 45-ти Слов, 243-х писем и нескольких поэтических произведений. В догматическом отношении особенно важны Пять слов о богословии; О поставлении епископов и о догмате св. Троицы; О соблюдении добраго порядка в собеседовании о боге. «...Иоанн Златоустыи...» - Иоанн Златоуст, св. архиепископ Константинопольский. Родился в 347 г. в Антиохии, ум. 14 сентября 407 г. Автор ряда богословских сочинений. Переработал, сократив, чин литургии, которая известна как Литургия Иоанна Златоуста. «...и предаша они намъ, исправльше сию Службу въкратце нашея ради немощи, молитися о своихъ съгрешенияхь и о людьскыхь тяжестехъ...» - ограниченность состава Служебника иерея Микулы Литургией Иоанна Златоуста и рядом молитв, что делает его вариантом греческого Евхология, позволила писцу определить его как Службу.