ГИМ; Син. 68_Запись 2
Идентификатор
ГИМ; Син. 68_Запись 2
Название
ГИМ; Син. 68_Запись 2
Комментарий
Л. 178 об. 22 февраля 1357 г. Выходная запись: «В лет(о) 6865 индик(та) 10-е, | кроуга с(о)л(не)чного 6-е, м(е)с(я)ца феврал(я) 22 на памят(ь) с(вя)т(о)го о(т)ца Офонасья написано быс(ть) с(вя)тое Еу(ан)г(ели)е | въ град(е) в Галиче при княженьи великог(о) князя Ивана Иванович(а), роукою грешного Фофана. Оже боуд[у] не иправил в коемь месте испра[в]я Б(ог)а дел(я) чтите, а н[е] | кленете». «Фофан» (Феофан), писец Упомянуты: Фофан галичанин, писец; Иван Иванович, московский в. кн.; Афонасий Великий, свт.; Галич Костромской Первое «В» — контурный киноварный инициал средней величины. Галицкое евангелие написано четырьмя писцами, старшему из которых — Фофану - принадлежит настоящая выходная запись, сделанная киноварью. Евангелие считается старейшей рукописью галичского происхождения, переписанной в правление кн. Дмитрия Федоровича (1354—1363). Однако последний даже не был упомянут Фофаном в выходной записи. Напротив, в ней говорится о переписке Евангелия в княжение московского в. кн. Ивана II Ивановича Красного. По мнению В. А. Кучкина, это объясняется тем, что Дмитрий Федорович не был настоящим удельным князем, поскольку еще при Иване Калите Галич Костромской потерял свою независимость (см.: Кучкин В. А. Из истории генеалогических и политических связей. С.326). «В лет(о) 6865 индик(та) 10-е, | кроуга с(о)л(не)чного 6-е, м(е)с(я)ца феврал(я) 22...» — Писец употребил сентябрьский или ультрамартовский стиль летосчисления: февралю 6865 г, соответствует 10-й индикт, равный табличному. Указание на круг солнца в записи ошибочно: 6-й круг солнца соответствует 6866 году. Круг солнца 6865-го года записи — пятый. «…на памят(ь) с(вя)т(о)го о(т)ца Офонасья...» — как и указано в записи 22 февраля является днем памяти св. Афанасия Исповедника. «…при княженьи великог(о) князя Ивана Иванович(а)... - дополнительной характеристикой времени изготовления Евангелия является упоминание сына Ивана Даниловича Калиты, московского в.кн, Ивана Ивановича Красного (1353-1359). Не исключено, что в данном случае формула «при княженьи...» использованная для указания заказчика, прямо не поименованного в записи. Возможно, Иван Красный предназначал Евангелие писца Фофана для церковного пожертвования, укрепляя таким образом идеологические и политические позиции великокняжеской власти в Галиче Костромском. «…рукою грешного Фофана...» — из четырех писцов Евангелия в выходной записи назван только один — Фофан. Этому писцу как бы приписывается заслуга создания кодекса. Возможно, Фофан был основным писцом кодекса, а трое других работали под его началом или были его учениками, потому остались анонимами. Запись писца является важным историческим источником, объясняющим механизм территориальных приобретений («купель») великого князя Иоанна I Даниловича Калиты и позднейший статус удельного Галицкого княжества в системе Великого княжения Владимирского и Московского княжеского дома.