Евангелие апракос; 1056—1057; РНБ; F.n.1.5 Запись 1

Идентификатор
Евангелие апракос; 1056—1057; РНБ; F.n.1.5 Запись 1
Название
Евангелие апракос; 1056—1057; РНБ; F.n.1.5 Запись 1
Комментарий
Упомянуты: Остромир, новгородский Посадник (в крещении Иосиф); Изяслав Ярославич, киевский князь; Ярослав, отец Изяслава; Владимир, брат Изяслава, новгородский князь; Феофана, жена Остромира; Григорий, диакон, писец Киев, Новгород Запись принадлежит II (основному) писцу Евангелия, дьякону Григорию, переписавшему текст на л. 25а-294г. «Почахъ же е писати въ лето 6564, а оконьчахъ е въ лето [6]565...» - в именной записи дьякона Григория, помещенной после выходной записи, время работы над кодексом указано более точно: с 21 октября 6564 (1056) по 12 мая 6565 (1057) г. «...Написахъ же Еуангелие се рабоу божию, нареченоу сущоу въ крещении Иосифъ, а мирьскы Остромиръ...» — указаны оба имени заказчика: языческое (Остромир) и полученное им при крещении (Иосиф). «...Близокоу сущоу Изяславоу кънязоу...» - в данном случае, скорее всего, указывается на свойство (родство по браку или крови), бывшее между Остромиром-Иосифом (1054—1068) и киевским в. кн. Изяславом Ярославичем (1069–1073). Согласно историографической традиции, Остромир считался дядей Изяслава, будучи внуком Добрыни — брата матери Владимира I Святого Малуши Любечанки (см.: Прозоровский Д. О родстве св. Владимира по матери // Зап. имп. АН. 1864. Т. 5. С. 17–26; Янин. Новгородские посадники. С. 54). А.В. Поппэ отклоняет предположение о “близочестве” по крови Изяслава и Остромира, полагая, что в записи имеется в виду свойство по браку. Ученый считает, что жена Остромира Феофана “была отпрыском от брака Владимира с багрянородной Анной”, являясь племянницей византийских императоров Василия Болгаробойцы (ум. в 1025 г.) и Константина (ум. В 1028 г.), а также двоюродной сестрой императриц Зои (ум. в 1050 г.) и Феодоры (ум. в сентябре 1056 г.) - см.: Поппэ. Феофана Новгородская. С. 117, С. 109–120. «...Изяславоу же кънязоу, тогда предрьжащоу обе власти: и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира...» — имеется в виду Изяслав-Дмитрий Ярославич, сын Ярослава Мудрого (1024–1078). Ко времени создания Евангелия Изяслав Ярославич занимал одновременно два стола: киевский (после смерти своего отца Ярослава Мудрого, последовавшей в ночь с 19 на 20 февраля 1054 г.) и новгородский (после смерти своего старшего брата Ярослава Ярославича 4 октября 1052 г.). «...А брата своего столъ поручи правити близокоу своемоу Остромироу Новегороде...» — из записи следует, что по крайней мере в течение реализации заказа по изготовлению Евангелия, т. е. в период с 21 октября 1056 по 12 мая 1057 г., управление Новгородом было поручено кн. Изяславом Ярославичем своему свойственнику - посаднику Остромиру-Иосифу. А.В. Поппэ полагает, что посадничество Остромира началось вскоре после смерти кн. Владимира Ярославича, т. е. после 4 октября 1052 г. (см.: Поппэ. Феофана Новгородская. С. 105). Когда завершилось посадничество Остромира - неясно. Еще И. И. Срезневский обратил внимание на то, что в записи с младшей датой 1057 г. посадник Остромир упомянут как здравствующий, тогда как в летописях известия о начале его посадничества и гибели помещены под одним 6566 (1054) г.: “И иде Остромир с новгородци на чюдь. И убиша и чудь, и много падоша с ним новгородцев” (ПСРЛ, Т. 1. С. 161; Т. 5. С. 139; Т. 7. С. 333; НПЛ. С. 182). Срезневский объяснил это кажущееся противоречие тем, что “в летописях под одним 1054 годом внесены события нескольких лет, т. е. что к первоначальной заметке об одном событии прибавлены заметки и о событиях последовавших”. А. А. Шахматов доказал, что летописная статья о гибели Остромира-Иосифа была помечена 1060 г. (см.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 525). 1054 год вряд ли может считаться и временем начала посадничества Остромира (см. выше). По мнению А.В. Поппэ, Остромир-Иосиф перестал быть посадником после 1057 г., когда “Изяслав передал новгородский стол своему возмужавшему сыну Мстиславу” (Поппэ. Феофана Новгородская. С. 105). В Ипатьевской и НП летописях в статье 1064 г. упомянут “Вышата, сын Остромирь, воеводы Новгородьского” (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 152; НПЛ. С. 184). А.В. Поппэ полагает, что эта запись упоминает Остромира-Иосифа как все еще здравствующего, но уже переставшего быть посадником и оставшегося в должности воеводы (Поппэ. Феофана Новгородская. С. 105–106. Примеч. 9). Однако, возожно, что из приведенной летописной записи, указывающей, что Вышата был сыном воеводы Остромира, вовсе не следует, что последний к 1064 г. был все еще жив. Таким образом, вопрос о времени гибели Остромира в битве с чудью все еще остается открытым. Представляет интерес, что выражение “столъ поручи правити близокоу” содержит недвусмысленный намек на то, что своим посадничеством Остромир был, скорее всего, обязан свойству с кн. Изяславом Ярославичем. «...Сътяжавъшоумоу Еуангелие се...» - т. е. давшему средства на создание Евангелия; от одного из значений глагола “стяжати” — дать средства на устройство чего-либо. «...На оутешение мъногамъ душамъ крестияньскамъ...» - Слово “крестианъ”, “крестьянъ”, “крестьянинъ” употреблялось в значении “христианин”, а к XIV в. наряду с этим оно стало использоваться в современном значении (“крестьянин”, “земледелец”). В выходной записи Остромирова евангелия, скорее всего, формулируется высокая цель переписки этого кодекса - церковный вклад. На л. 1 Евангелия имеется единственная владельческая запись, сделанная скорописью XVII в.: “Еуа(н)г(ел)ие Софеиское апрокос”. Эта запись сообщает о том, что по крайней мере с XVII в. кодекс принадлежал новгородскому Софийскому собору. Возможно, что эта духовная корпорация могла быть местом вклада Остромирова евангелия в XI в.? Под “душами крестианскими” в таком случае понимались как верующие вообще, так клирики и прихожане Софийского собора. «...Емоу и подроужию его Феофане, и чядомъ ею, и подроужием чядъ ею...» - Слово “подружие” в древнерусском языке имело значение “супруг”,“супруга”. В записи упомянуты (хотя и не названы поименно) дети (“чяда”) Остромира и Феофаны, к моменту создания Евангелия бывшие уже взрослыми и состоящими в браке. Употребление множественного числа для обозначения и замужних и женатых детей Остромира и Феофаны (“и чядомъ ею, и подроужием чядъ ею...») свидетельствует, по справедливому замечанию А.В. Поппэ, что их было не менее трех (Поппэ. Феофана Новгородская. С. 107). Следует согласиться и с предположением Поппэ о том, что к 1057 г. Феофане и Остромиру было не менее 45–50, учитывая наличие у них нескольких взрослых детей, но не более 55—60 лет (Поппэ. Феофана Новгородская. С. 108). «…Съдрьжаще пороучение свое...» - т. е. выполнив порученное дело. Смысл этого выражения не совсем ясен. Под “поручением” могло пониматься как богоугодное дело переписки Евангелия, инициированное Остромиром, так и его посадничество в Новгороде. Последнее кажется более предпочтительным. Вторая часть записи, начиная со слов «Аз, Григорий диякон, написах Еуаггелие е…» трактуется некоторыми исследователями, например Столяровой Л.В., как отдельная именная запись, так как имеет ее признаки: начинается с оборота “аз...написах”, содержит просьбу не клясть и исправлять, открывается инициалом. Первая строка записи, содержащая указание писца, сделана крупными киноварными буквами, которые также зрительно отделяют ее от выходной записи. «...Горазнее...» - искуснее, лучше. «...Зазьрети...» (=зазрети) — осуждать, обижать. «...Почахъ же писати месяца октября 21 на память Илариона, а оконьчах месяца маия въ 12 на память Епифана... - в записи сообщается об изготовлении кодекса за неполных семь месяцев, за период с 21 октября 1056 по 12 мая 1057 г. Всего писцы переписывали в день чуть менее 1,2 листа.
Транскрипция
На л. 294 21 окт. 6564 г= 1056 г. — 12 мая 6565 г. = 1057 г. "Слава тебе, Господи Царю Небесьный, яко съподоби мя написати Еуаггелие се. Почах же е писати в лето 6564, а оконьчах е в лето 6565. Написах же Еуаггелие се рабу Божию, наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу кънязу. Изяславу же кънязу тогда предрьжящу бе власти и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав кънязь правлааше стол отца своего Ярослава Кыеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде. Мънога же лет даруй Бог сътяжавъшуму Еуаггелие се на утешение мъногам душам крестияньскам, дай ему Господь Бог благословение святых евангелист, и Иоанна, Матфеа, Лукы, Марка, и святых праотець Авраама, и Исаака, и Иякова, самому ему и подружию его Феофане, и чядом ею, и подружиемь чяд ею. Съдравьствуйте же мънога лет, съдрьжаще поручение свое. Аминъ. Аз, Григорий диякон, написах Еуаггелие е, да иже горазнее сего напише, то не мози зазьрети мьне, грешьнику. Почахъ же писати месяца октября 21 на память Иллариона, а оконьчах месяца маия в 12 на память Епифана. Молю же всех почитающих, не мозете кляти, нъ исправльше почитайте. Тако бо и святый апостол Паул глаголеть. Благословите, а не кльнете. Аминъ".
Персона
Григорий, диакон, писец

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти