РНБ; Q.п.1.13_Запись 3 - л. 73

Идентификатор
РНБ; Q.п.1.13_Запись 3 - л. 73
Название
РНБ; Q.п.1.13_Запись 3 - л. 73
Комментарий
Запись на л. 73. Захария, писец, дата 1271 г., [не позднее марта 31]. Упомянуты: Захария, писец, священник церкви св. Дмитрия; сын Захарии (Олуферий Захарьевич); церковь св. Дмитрия, село Матигорье в Заволочье на Двине, Волок. Запись сделана 1-м писцом Паремейника священником Захарией, теми же чернилами, что и основной текст, но более мелко. «Захарья...»; « ...азъ, попъ святого Дмитрья...» - Традиционно происхождение Паремейника связывалось с Новгородом (Н.В. Волков, Н.М. Каринский, В.В. Колесов, Н.Н. Розов и др.). Имеется точка зрения о псковском происхождении рукописи (Т. В. Ильина). Е.Э. Гранстрем ошибочно полагала, что Паремейник был создан в Матигорье на Двине. «...съ сыномъ своимь...» - Имя сына Захарии Олуферия (Евлеверия) известно из его записи на л. 91 об. Захариинский паремейник является первой древнерусской рукописью, о которой достоверно известно, что она была переписана отцом и сыном. Среди писцов книг XI–XIII вв. преобладали священники и их дети (15 из 24 книгописцев, указавших в записях наряду с именем свой социальный статус; см.: Столярова. Как работал древнерусский книгописец? С. 33). Очевидно, что обучение писцов-поповичей осуществлялось, скорее всего, их отцами. Примечательно, что искусству каллиграфии начинающие писцы обучались на практике, под контролем родителя — опытного писца. Так, почерк Олуферия имеет выраженные черты подражания почерку отца. Вероятно, Олуферий обучался и письму инициалов: на л. 40 об. и 47 об. имеются неумелые копии букв “С” и “В”. То, что Олуферий был еще начинающим и несамостоятельным писцом явствует из определения “детина”, которое дал ему Захария в выходной записи, а также из того, что этот писец не поименован в выходной записи, а фигурирует в ней как “сын”, “детина”. Кроме того, за возможные ошибки в тексте, допущенные Олуферием, извиняется не он сам, а его отец. «...Матигорьцамь за Волокь...» - Паремейник, по-видимому, был заказан прихожанами какой-то церкви села Матигорье (Матигоры) в Заволочье на Двине и предназначался для коллективного вклада. В записи XVI в., помещенной на л. 91 об. в качестве будущего владельца (=места вклада) выступает Матигорская Борисоглебская церковь. Неясно, является ли запись XVI в. списком с какой-то утраченной ныне записи Захарии, где сведения о писце и заказчике были представлены более полно или же, ее текст является своеобразной редакцией текста выходной записи на л. 73 об. В любом случае неизвестно, существовала ли в 1271 г. в Матигорье Борисоглебская церковь: впервые она упоминается в купчей 1588 г. на долю в рыбной ловле в реке Солзе с угодьями, проданной крестьянами Борисоглебского прихода Матигорской волости Николаевскому Корельскому монастырю. Датировка выходной записи уточняется по времени составления именной записи Олуферия на л. 91г, сделанной 31 марта 1271 г. Запись на л. 73г должна была появиться ранее этой даты.
Транскрипция
«Захарья. Въ лет(о) 6779 написахе книгы сия азъ, попъ с(вя)т(о)го Дмитрья съ с(ы)н(о)мъ своимь, матигорьцамь за Волок. А чтите исправляюче, не клянуще, Бога деля, чи кде детина помялъ»
Местонахождение записи
л. 73
Местоположение
Персона
Олуферий Захарьевич
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти