ГИМ; Син. 172_л. 202 об._Запись 1

Идентификатор
ГИМ; Син. 172_л. 202 об._Запись 1
Название
ГИМ; Син. 172_л. 202 об._Запись 1
Комментарий
«В» — крупный рисованный инициал киноварного контура с наполнением желтой и синей красками. Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Паремейника. Принадлежит писцу поповичу Козьме. «Въ лето 6821...» - Дата записи не соответствует ее палеографическим признакам, а также годам жизни упомянутых в ней лиц. А. А. Покровский, Н.М. Каринский, а вслед за ними Е. Ф. Карский, М. В. Щепкина и др. считали, что при записи числа года писцом была допущена ошибка, и вместо «w» (= 800) помещено число «ц» (= 900). Рукопись с известными оговорками датировалась 1313 г. (см.: Покровский. Древнее наследие. С. 62—64; Каринский. Язык Пскова. С. 144. Примеч. 2) Однако наблюдения А.Х. Востокова, Е.Ф. Карского, Н.П. Лихачева, В. Гарадхаузена, Р.А. Симонова, Л.П. Жуковской, В.В. Калугина показали, что в древнерусских памятниках письменности для обозначения числа 800 могла употребляться не традиционная «w», а «ц» в обычных случаях обозначавшая число 900. Для передачи числа 900 могла использоваться буква юс малый. Вероятно, с таким же обозначением числа 800 мы встречаемся и в настоящей записи. «... кончаны быша книгы си месяца маия в 17 день на память святого апостола Андроника, единого от 70...» — окончание работ по переписке Паремейника пришлось на 17 мая — день церковного поминовения апостола Андроника, епископа Сирмии паннонской, и апостола Иунии (Иуния). А. А. Покровский идентифицировал пять листов рукописи с данной записью, присоединенные к Минее служ. на март-апрель начала XV в. (ГИМ. Син. № 172. Л. 198–202), с Паремейником 1313 г. (РГАДА. Ф. 381. № 61). В записи того же писца поповича Козьмы на Паремейнике указана дата начала книгописных работ — 17 декабря 1312 г. (см. № 179). Таким образом, мы располагаем данными об изготовлении рукописи объемом в 161 лист форматом 1° за пять месяцев. «... к святомоу моученикоу Пантелеимону...» - в качестве заказчика и будущего владельца кодекса указан псковский Пантелеймонов Дальний мужской монастырь, располагавшийся на правом берегу р. Великой, при впадении в нее р. Черехи (Лабутина. Историческая топография. С. 169–170). В настоящее время древние постройки монастыря не сохранились. Имеются лишь развалины церкви, взорванной немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. «... за 5 вьрст...» - Пантелеймонов монастырь действительно находился примерно в 5 верстах (10,7 км) от Пскова. Данный оборот не только содержал указание на удаленность этой обители от города, но и, по-видимому, до конца XIV в. служил устойчивым определением этого монастыря, отличающим его от другого (ближнего) псковского — Пантелеймонова монастыря - “на Красном дворе”. Под 1396 г. источники впервые фиксируют обозначение этого монастыря словом “дальний” (Лабутина. Историческая топография. С. 164, 169–170). «...а стяженьнье рабу божию Радиона черньча съ Борисомъ...; а Борисъ бяше перевозникомъ...» — в данном обороте содержится указание на то, что Паремейник был изготовлен на средства (“стяженьем”) чернеца Родиона и некоего Бориса. Из записи Козьмы известно, что Борис был “перевозником”. Вероятно, он перевозил псковичей с одного берега р. Великой на другой “и держал перевоз около монастыря” (Покровский. Древнее наследие. С. 63). “Раба божия Радиона черньча” В. В. Калугин отождествлял с игуменом Пантелеймонова монастыря Иродионом (Родионом), “при” котором был осуществлен заказ на изготовление Паремейника. Почему одно и то же лицо именуется в одной части формуляра записи Козьмы “чернецом”, а в другой — “игуменом” — неясно. «... а псаны кънигы си при попе Григории и при игумене Радионе, бяше бо тъгда игуменомъ у святого Пантелелимона...» - для дополнительного указания времени переписки кодекса употреблена традиционная для XIV в. формула “при Х, при Х1”. Священник Григорий и игумен Родион фигурируют здесь в качестве представителей заказчика - псковского Пантелеймонова Дальнего монастыря. «... а при архиепископе Давыде Новгородскомъ...» - новгородский архиепископ Давид (Давыд) занимал кафедру с 5 июня 1309 г. по 5 февраля 1325 г. «... при великомь князи Михаиле...» - тверской великий князь Михаил Ярославич Младший, сын тверского великого князя Ярослава Ярославича, внук великого князя Ярослава Всеволодовича. Княжил в Новгороде в 1307–1314 гг., затем с 1317 по 1319 г. Убит в Орде 22 ноября 1319 г. Упоминается в выходной записи Апостола 1309 или 1310 г. «... при князи Борису при Пльсковьскомь, томъ же лете въшьлъ въ Пльсковъ...» - может быть, имеется в виду наместник тверского великого князя Михаила Ярославича? В Новгородской Летописи упоминается несохранившаяся договорная грамота этого князя с Новгородом 1312 г., утвержденная после окончания размирья Новгорода с Тверью: “иде владыка Давид во Тферь и доконча мир на полуторых тысящах гривен серебра, и посла князь наместники свои в Новъгород” (Полное собрание русских летописей. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 255). Вероятно, тогда же наместник тверского князя оказался и в Пскове. «... А на Горе церковь почаша писати...» - имеется в виду церковь Рождества Богородицы в псковском мужском Снетогорском (на Снетной горе, на Горе) монастыре. Монастырь располагался на правом берегу р. Великой, примерно в 6 км к северо-западу от Пскова. В первой четверти XV в. был местом пострижения и погребения псковских князей (Лабутина. Историческая топография. С. 168–169). В первой четверти XIV в. в Снетогорском монастыре игуменствовал некто Михаил, упомянутый в одной из дневниковых записей поповича Козьмы. О церкви Рождества Богородицы на Горе известно, что она была заложена в 1309–1310 гг. и завершена постройкой в 1310/11 г. О росписи этой церкви, осуществленной весной 1313 г. (живописные работы в храме зимой 1312/13 г. в условиях холода, скорее всего, исключены), иные (кроме настоящей записи) источники умалчивают. В 1493 г. церковь и весь монастырь сгорели во время пожара. Тогда же, вероятно, была уничтожена и настенная роспись храма 1313 г. Впоследствии Рождественская церковь неоднократно восстанавливалась. В настоящее время сохранилась церковь Рождества Богородицы на Горе постройки XIV в. «...А псалъ Козма дьякъ, поповиць, грабящима рукама, клеветливымъ языкомъ, обидливыма очима, а где боудет измятено, исправяче чтете, а не исправите, то вы на свою душю…»— попович Козьма был автором значительного числа записей, подавляющее большинство которых не помечал своим именем.
Транскрипция
«(л.202в) Въ лет(о) 6821 кончаны быша книгы си м(е)с(я)ца маия в 17 д(е)нь на памат(ь) с(вя)т(о)г(о) ап(о)с(то)ла Андроника, единого от 70, къ с(вя)тому муч(е)нику Пантелеимону, за 5 вьрстъ, а стяжньнье рабу б(ож)ию Радиона черньча съ Борисомъ, а псаны кънигы си при попе Григории и при игумене Радионе, бяше бо тъгда игуменомъ у с(вя)т(о)го Пантелеимона, а Борисъ бяше перевозникомъ, а при архиеп(и)с(ко)пе Д(а)в(ы)де Новгородьскомь, (л. 202г.) при великомь князи Михаиле, при князи Борису при Пльсковьскомь, томъ же лет(е) въшьлъ въ Пльсковъ. А на Горе ц(е)рк(о)вь почаша писати. А псалъ Козма дьякъ, поповиць, грабящима руками, клеветливымь языкомъ, обидливыма очима, а где будет измятено, исправяч(е) чтете, а не исправите, то вы на свою душю, а.кк.дд.л.къ»
Местонахождение записи
л. 202 об.
Дата (когда было оставлено)
1313 г., мая 17.
Персона
Борис, князь Псковсий
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти