РГАДА; Тип. 67, л. 95_писцовая запись

Идентификатор
РГАДА; Тип. 67, л. 95_писцовая запись
Название
РГАДА; Тип. 67, л. 95_писцовая запись
Комментарий
На л. 95 писцовая помета, которую Л. В. Столярова относит ко времени между 1 марта и 31 августа 1373 г., а С. М. Михеев датирует временем не ранее второй половины декабря 1374 г. и не позднее февраля 1375 г. Историческая запись 4-го писца кодекса, попа Саввы, о строительстве церкви св. Кирилла и приезде в Псков архиепископа Алексия выполнена теми же чернилами, что и основной текст. Стиль летосчисления, по которому могла быть указана дата в записи, исследователями специально не уточнялся; 1374 г. получался при вычитании из 6882 числа 5508. О пребывании владыки Алексия в Пскове в 1374 г. ничего не известно. Однако под 1372/73 г. летописи сообщают, что он был в Пскове и освящал церковь Петра и Павла (ПЛ. Вып. 2. С. 28, 105). Это позволяет предположить, что известие о его пребывании в Пскове и строительстве церкви св. Кирилла помещено в публикуемой записи под 6882 ультрамартовским годом. Очевидно, что освящение Петропавловской и строительство Кирилловской церквей должны были произойти в один и тот же приезд владыки Алексия. Новгородские владыки бывали в Пскове, согласно летописям, не чаще одного раза в четыре года. Если указанное в записи событие произошло в 6882 ультрамартовском году, оно должно было иметь место между 1 марта и 31 декабря 1373 г. (6882–3509). На эту же дату накладывается и летописное известие о строительстве церкви св. Кирилла в П3Л под 6881 (1372/73) г., в котором сказано, что «...на другое лето (т. е. в 1373/74 г.) сам мастер Кирилл поставил церковь в свое имя, святыи Кирил, у Смердя моста над Греблею» (ПЛ. Вып. 2. С. 28). Известие о том, что мастер церковный Кирилл поставил «церковь камену в свое имя святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского» помещено в П2Л также под 1373/74 г. (ПЛ. Вып. 2. С. 105). «...и пьсковици гадають града Пьскова прияти на Новое Възнешение...» – А. А. Покровский предположил, что «...речь о псковской церкви Новое Вознесение, которая была построена в 1467 г.; вероятно, в 1374 г. псковичи могли «гадать», т. е. думать о построении этой церкви» (Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916. С. 65). Определение «новое», считал А. А. Покровский, употреблено в записи для противопоставления церкви, которую еще только планировалось построить, более раннему Старовознесенскому монастырю. В таком прочтении растянувшееся почти на столетие «намерение» псковичей выстроить еще один Вознесенский монастырь (или, по Покровскому, Вознесенскую церковь) выглядит курьезом. Летописи не содержат точного указания на время основания Нового и Старого Вознесения. Попытку установить эту дату предпринял Л. А. Творогов. Упоминание в синодике Нововознесенского монастыря XVII–XVIII вв. изборского кн. Евстафия позволило отнести постройку Нового Вознесения к периоду до 1359/60 г. – даты смерти этого князя во время мора. Отсутствие сыновей Евстафия в перечне ктиторов монастырского храма св. Вознесения дало Л. А. Творогову основание датировать возведение Нововознесенского монастыря второй четвертью XIV в., когда у изборского князя еще не было детей мужского пола. Старый Вознесенский монастырь мог быть построен за несколько десятков лет до Нововознесенского монастыря, т. е. на рубеже XIII–XIV вв. (см.: Творогов Л. А. О датировке двух памятников псковского зодчества // Архитектурное наследство. М., 1963. Т. 16. С. 182). О первом достоверном упоминании Нового Вознесения под 1373 г. в записи попа Саввы у Л. А. Творогова ничего не говорится. Видимо, запись, подтверждающая его предположение о существовании монастыря задолго до 1467 г., не была ему известна. Таким образом, в 1373 г. псковичи не могли «гадать» о построении монастыря Новое Вознесение, так как он, вероятно, к этому времени уже действовал. Несомненно, смысл записи попа Саввы иной, и прочтение ее А. А. Покровским нуждается в пересмотре. У И. И. Срезневского приведены следующие значения слова «гадать» (в записи «гадают»): думать, полагать, рассуждать, советоваться (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1. СПб., 1893. Стб. 507). Это в целом соответствует приведенным в Псковском областном словаре значениям: а) предсказывать; 6) раздумывать, строить догадки, предположения; в) вспоминать (Псковский областной словарь. Л., 1984. Вып. 6. С. 123). Не вызывает сомнения, что «псковичи» намереваются что-то сделать, советуются по этому поводу. Глагол «прияти», по Срезневскому, имеет несколько значений. Вероятнее всего, в записи Саввы его значение соответствует слову «принять», «принимать» (=встречать) (см.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. СПб., 1903. Стб. 1502–1503). В первой части записи, интерпретация которой не вызывает сомнений, идет речь о постройке церкви св. Кирилла и о приезде в Псков владыки Алексия. Не является ли вторая часть записи указанием на намерение псковичей встретить владыку в Нововознесенском монастыре? Предлог «на» («на Новое Възнесение») здесь, по-видимому, является указанием места действия и соответствует предлогам «в» или «у». «...А писалъ Сава попъ...» – в какой из псковских церквей служил поп Савва и где был переписан Октоих – неизвестно.
Транскрипция
«Въ лет(о) 6000-ное 800-тное 82. Сего же ле(та) Кюрилъ с(вя)тыи свършишь. и вл(а)д(ы)ка Олексеи въ Пъскове быль, и пьсковици гадають град(а). Пъскова прияти на Новое Възнешение. А писаль Сава попь».
Местонахождение записи
Л. 95
Дата (когда было оставлено)
1373
Персона
Алексий, архиепископ Новгородский (1360–1388)
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти