РГАДА; Тип. 2_л. 151 об., писцовая запись

Идентификатор
РГАДА; Тип. 2_л. 151 об., писцовая запись
Название
РГАДА; Тип. 2_л. 151 об., писцовая запись
Комментарий
Выходная запись. Согласно наблюдениям Л.В. Столяровой, запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Евангелия. Принадлежит писцу Явиле. Запись не содержит самоопределения писца Явилы. Это исключает возможность установления мастерской, в которой было изготовлено Евангелие. Писец Явило в своей обширной записи оставил ясное свидетельство того, что постный тетр предназначался для чтения вслух. «Се азъ, рабъ божии Яковъ, сынъ Домашинъ Соумовича, намъстьникь владычень, староста святого Ивана...» — Из записи следует, что Яков Домашинич был заказчиком переписанного на его средства Евангелия, на что указывает формула “се азъ... написахъ наряду с оборотом “а писалъ Явило...” Очевидно, писец Явило составил запись от лица заказчика и стяжателя псковского боярина Якова Домашинича, который предназначал переписанную рукопись для вклада в церковь Рождества Иоанна Предтечи. Яков Домашинич упоминается псковскими летописями под 1341 и 1343 гг. (ПЛ. Вып. 2. С. 93, 95, 98). В связи с этим принимается датировка Евангелия, созданного по его заказу, по первому летописному упоминанию вкладчика (см.: Каталог ЦГАДА. № 49. С. 129). В записи Яков Домашинич определен как церковный староста и “наместник владычен”. А. А. Покровский предполагал, что Яков Домашинич мог быть владычным наместником архиепископа Василия Калеки (1331–1352), или Моисея (1352–1359), “или даже Алексия” (1359-1388), так как в Пскове самостоятельная кафедра открыта с 1583 г.” (Покровский. Древнее наследие. С. 50). «…написахъ Еуангелие се святому Иваноу въ своемь старощении...» — местом вклада Евангелия, скорее всего, была церковь Рождества Иоанна Предтечи в псковском монастыре Иоанна за рекою (на Завеличье). А. А. Покровского также отмечал, что Евангелие предназначалось псковскому женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Женский Иоанновский монастырь располагается на берегу р. Великой, напротив устья Псковы. По преданию, был основан теткой кн. Довмонта-Тимофея кнг. Евфросиньей-Евпраксией в 1243 г. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря служил традиционным местом погребения псковских княгинь и княжон (см.: Описание Иоанно-Предтечиева псковского монастыря. [Дерпт], [1821]. С. 6–7; Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч.3 С. 114). В настоящее время от монастыря сохранилась каменная церковь Иоанна Предтечи XII в., вероятно, та самая, старостой которой был Яков Домашинич и для книгохранилища которой предназначалось вновь переписанное Евангелие. Внизу на том же листе находится запись 1679 г., оставленная в в Москве в книгохранительной палате.
Транскрипция
«Се азъ рабъ Б(о)жии Яковъ с(ы)нъ Домашинъ Сумовича наместьникъ вл(а)д(ы)ч(е)нь староста с(вя)т(о)г(о) Ивана написахъ Еуа(нгели)е се с(вя)т(о)му Ивану въ своемь старощении при игумении Улите Черкасинове и при попе Мануиле Петриловичи. а писалъ Явило. послушающимъ Еуа(н)г(ели)я сего на сп(а)с(е)ние а чтоши(м) здоровие и сп(а)с(е)ние. а кде буду помялъся чтите исправливаюче Б(ог)а деля бл(а)г(о)с(ло)вите а [не] кльнете аминь»
Местонахождение записи
Л. 151об.
Дата (когда было оставлено)
Около 1341 г.
Персона
Явило Полуектович (XIV в., Псков)
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти