РГАДА; Тип. 61_л.131_Запись 15

Идентификатор
РГАДА; Тип. 61_л.131_Запись 15
Название
РГАДА; Тип. 61_л.131_Запись 15
Комментарий
Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Паремейника, но более мелко. Принадлежит писцу поповичу Козьме. Почти дословно повторена в Прологе на сентябрь-февраль 1313 г. (ГИМ. Син. № 239. Л. 20 об.). По мнению В. В. Калугина, запись представляет собой образец древнерусской поэзии и фольклора. Будучи своеобразной ернической скоморошьей молитвой, выраженной к тому же в стихотворной форме, запись формулирует призыв писца к “убожию” (нищете, бедности, нужде) удавиться из зависти к нему, имеющему все, кроме здоровья. Не исключено, что слово “убожие” употреблено Козьмой ‘в’ собирательном значении “нищие”, “убогие”. “Богатство” писца выглядит жалким: “что коунъ, то все въ калите, что пърть, то все на собе”. Ясно, что такому “богатству” позавидует только нищий. Представляет интерес молитвенный компонент записи, в котором содержится просьба о здравии — единственном, чего не хватает писцу к его “богатию”. Исследуя молитвенную запись на Шестодневе 1312 г., обращенную к св. “безмездникам” врачам Козьме и Дамьяну, Н. Н. Розов предположил, что она написана тяжело больным писцом. Впрочем, ученый не отождествлял автора записи с поповичем Козьмой, относя его к XV в. Публикуемая фольклорная запись косвенно подтверждает предположение Розова о нездоровье Козьмы. В целом запись может быть переведена следующим образом: “Дай бог здоровья к этому богатству: что деньги, то все в кошельке, что одежда, то вся на себе, удавись, нищета, глядя на меня”. Датировка записи определяется интервалом между 17 Декабря 1312 г. - днем начала переписки рукописи - и 17 мая 1313 г. — днем ее завершения.
Транскрипция
«Б(ог)ъ даи съдоровие к сему б(ог)атию что кунъ то все въ калите что пъртъ то все на собе, удави ся убожие смотря на мене».
Местонахождение записи
л. 131
Дата (когда было оставлено)
[1312 г. декабря 17 - 1313 г., мая 17]
Персона
Козьма Попович
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти