РГАДА; Тип. 61_л.115_Запись 13

Идентификатор
РГАДА; Тип. 61_л.115_Запись 13
Название
РГАДА; Тип. 61_л.115_Запись 13
Комментарий
Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Паремейника, но более мелко. Расположена на нижнем поле. Принадлежит писцу поповичу Козьме. Датировка записи определяется интервалом между 17 Декабря 1312 г. - днем начала переписки рукописи - и 17 мая 1313 г. — днем ее завершения. «Състи позаутрыкати...» — запись содержит еще одно свидетельство о работе поповича Козьмы ночью и ранним утром. Позавтракать писец вознамерился во время работы, вероятно, просидев за ней какую-то часть ночи. «... хотя пост» - В. В. Калугин считал, что в записи упоминается “семинедельный Великий пост перед Пасхою” 1313 г. (см.: Калугин. с. 51). С этим предположением согласилась и Столярова. Однако, скорее всего, оно неверно. По данным А. А. Покровского, попович Козьма переписывал около “одного листа в день”. Начав работу над Паремейником 17 декабря 1312 г., к Пасхе нового 1313 г. он должен был успеть переписать около 100 листов: Пасха в этом году приходилась на 15 апреля. Запись, помещенная на л. 115, скорее всего. была сделана уже после Пасхи. Впрочем, неизвестно, велась ли работа по переписыванию рукописи систематически изо дня в день или осуществлялась с какими-то перерывами, уверенно утверждать, что запись сделана спустя примерно две недели после Пасхи, нельзя. Если действительно в записи упоминается Великий пост, то младшей датой записи могло быть 14 апреля (последний день поста накануне Пасхи), а старшей — 25 февраля 1313 г. (первый день Великого поста). Однако в данной записи нет никаких указаний на то, что в ней действительно упоминается Великий пост и вообще пост многодневный, а не однодневный, например, пост 5 января, в навечерие Богоявления господня. Последний наряду с Великим постом приходился на период между 17 декабря 1312 г. и 17 мая 1313 г. - датами начала и окончания работ по переписке Паремейника. В этом интервале находятся и последние 10 дней Рождественского (Филипповского) поста, который начинался 15 декабря и оканчивался в сочельник 24 декабря. Кроме того, Козьма мог иметь в виду и один из наименее строгих однодневных постов - пост в среду или пяток. Пост в среду и пяток проводится церковью в воспоминание о предании Спасителя на страдания и смерть, и о самих страданиях и смерти на кресте Иисуса Христа. С уверенностью судить о том, какой именно пост указан писцом невозможно. Однако учитывая дневную норму работы Козьмы (около 1 листа, или двух страниц, в день) и помещение им записи на л. 115, тогда как к Пасхе он предположительно должен был закончить л.100, следует думать, что он имел в виду однодневный пост в среду 25 апреля или 2 мая, или в пятницу 27 апреля или 4 мая. На период с 15 по 21 апреля в 1313 г. приходилась Пасхальная (Светлая) неделя (Сплошная седмица), когда однодневные посты не соблюдались.
Транскрипция
«Сести позаутрыкати, хотя пос(т)».
Местонахождение записи
л. 115
Дата (когда было оставлено)
[1312 г., декабря 17 — 1313 г., мая 17].
Персона
Козьма Попович
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти