ГИМ; Син. 235_л. 336 об._Запись 3
Идентификатор
ГИМ; Син. 235_л. 336 об._Запись 3
Название
ГИМ; Син. 235_л. 336 об._Запись 3
Комментарий
Вкладная затертая запись на нижнем поле почерком менее крупным, чем у писца. О цвете и качестве чернил, а также степени их соответствия чернилам основного текста судить невозможно: запись была неудачно проявлена хим. реактивом в XX в. и посинела. Весь ее текст слегка размыт. От молитвенной записи ее отделяют четыре строки, оставленные чистыми. Конца запись не имеет: вероятно, он был срезан с частью нижнего поля при смене переплета. Прочтена Л. В. Столяровой. Запись от имени Кюра Константиновича о вкладе Псалтири в церковь Богородицы Благовещения, с просьбой поминать Константина (фрагм.) «А даль сию Псалтирь...» - формула, выражающая акт церковного пожертвования. Вклад состоялся не позднее 1 июля 1343 г., когда заказчик и вкладчик Псалтири был убит. «...Кюръ Костянтиновъ...» - псковский боярин Кюр (Кир) Костинич, убитый возле Нового городка немецкого 1 июля 1343 г. «...святеи Богородици Благовещению...» - вероятно, Псалтирь Кюра Костинича предназначалась вкладом в псковскую церковь Благовещения Богородицы в Крому (в источниках конца XVI–XVII вв. - “что у Троицы в пределе в Крему”). Несмотря на то, что в позднейших источниках Благовещенская церковь фигурирует как предел Троицкой церкви, на иконах и плане 1694 г. она изображается отдельно. В 1825 г. Благовещенская церковь была разобрана по ветхости (подробнее см.: Лабутина. Историческая топография. С. 216–217). Публикуемая запись является древнейшим письменным упоминанием этой духовной корпорации. «...въ душевную цасть...» - скорее всего, имеется в виду место хранения вновь переписанной Псалтири. Источники ранее XVII в. не содержат сведений о помещениях, специально отведенных под книги. В исследованиях по истории церковных и монастырских библиотек XVI–XVII вв. упоминается “книгохранительная казна”, “книгохранительница”, “книгохранительная палатка”, “чюланец”, предназначенные для хранения книг (см., например: Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVIII века. Из истории книжного просвещения. М., 1968. С. 44—62; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII веков. Л., 1977. С. 177–184). Поскольку Благовещенская церковь была обычной приходской, ей требовалось для богослужения не более 7–8 различных книг (см.: Сапунов. Книга. С. 76–77). Для хранения такого сравнительно небольшого количества рукописей ей вряд ли нужно было специальное помещение. “Душевной частью” во вкладной записи мог быть назван алтарь, за царскими вратами которого, вероятно, находились книги. «...а въ молитвахъ помяните Костянтина, не за...» - вероятно, Кюр Костинич сделал поминальный вклад по своему отцу: в диспозиции первым упомянут некто Константин, чье имя совпадает с отчеством вкладчика. Не исключено, что далее следовал перечень имен здравствующих и умерших родственников Кюра Костинича. В срезанной вместе с нижним полем части записи, скорее всего, вместе с помянником содержалась и санкция — угроза похитителю книг.
Транскрипция
«а далъ сию пс(а)лт(и)рь Кюръ Костянтиновъ С(вя)теи Б(огороди)ци Бл(а)г(о)в(е)щ(е)нию въ д(у)шевную цасть. а въ м(о)л(и)тв(а)хъ помяните Костянтина. не за...» (конец обрезан).
Местонахождение записи
л. 336 об.
Дата (когда было оставлено)
[не позднее 1343 г., июля 1].
Персона
Кюр Константинович
Тип записи
Вкладная